Posted 31 мая 2021, 10:16
Published 31 мая 2021, 10:16
Modified 7 марта, 13:59
Updated 7 марта, 13:59
Президент Турции Эрдоган объявил о том, что судоходный канал «Стамбул», который станет альтернативой проливу Босфор, начнут строить в конце июня 2021 года. Новый канал соединит Мраморное и Чёрное моря. Строительные работы планируют завершить к 2028 году. Об этом сообщило агентство Anadolu. Эрдоган также сообщил, что по обоим берегам новой водной артерии появится по городу, оба они «украсят облик» Стамбула. В апреле Эрдоган сообщал, что после создания канала экологическая обстановка в районе Босфора значительно улучшится. Кроме того, пропускная способность новой морской артерии в 160 судов в сутки позволит ликвидировать очереди на входе в Босфор.
«Безусловно, найдутся те, кто выразит обеспокоенность этим проектом», - цитирует агентство Эрдогана. По словам президента Турции, строительство канала повысит геостратегическую значимость Стамбула. Проект канала "Стамбул" был анонсирован Эрдоганом в 2011 году. В декабре 2019 года президент Турции заявил, что морское сообщение через канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.
Эти планы уже вызвали неоднозначную реакцию в нескольких странах, так или иначе зависящих от черноморских проливов, пишут эксперты телеграм-канала Незыгарь:
«Инициированные рядом ближневосточных стран транспортно-логистические проекты могут поставить под угрозу экономическое укрепление России на южном и юго-восточном направлениях.
В первую очередь речь идет, конечно, о судоходном канале "Стамбул", который президент Турции Реджеп Эрдоган объявил главным проектом двух своих ближайших каденций.
Антропогенный "Стамбул", построенный по принципу Суэцкого и Панамского, должен стать альтернативой природному Босфору и частично Дарданеллам. Тем самым Турция получает контроль над трафиком судов, проходящих в Черное море.
Строиться канал будет в рамках геополитической концепции Mavi Vatan ("Голубая родина"), которую турецкий генералитет развивает уже не первое десятилетие. Ее суть - расширение и экономического, и военного присутствия в Эгейском, Мраморном и Черном и Средиземном морях.
Беспокойство эти планы вызывают не только у России, которая последние годы активно развивает причерноморскую инфраструктуру. Это и создание нового перегрузочного комплекса в Новороссийском порту, и расширение сухогрузного района нового порта Тамань с модернизацией внутрипортовой инфраструктуры.
Обеспокоены и в Румынии, которой принадлежит второй по размерам черноморский порт Констанца. Тем более, что сейчас в парламенте с подачи социал-демократов обсуждаются перспективы развития порта. Его должна соединить с внутренними частями страны новая автотрасса, которая пока лишь является долгостроем.
Дискуссия вокруг проекта канала "Стамбул" идет и в Греции. Строительство канала связывают с усилением влияния НАТО в черноморском регионе. Греция в этом случаем может оказаться между молотом и наковальней двух сверхдержав.
Опасения усиливаются американскими планами в отношении порта Александруполис, который может стать идеальным стратегическим пунктом для быстрого развертывания американских войск или войск НАТО не только на Балканах или в Центральной Европе, но и в Восточной Европе…»
О том, чем конкретно грозят планы Эрдогана России, пишет аналитик Анатолий Несмиян:
«Под «теми, кто выразит обеспокоенность», вне всякого сомнения, Эрдоган понимает Россию. Собственно, именно она становится главным потерпевшим в этой истории, так как конвенция Монтрё компенсировала слабость и несамодостаточность Черноморского флота, который строился исходя из двух базовых предпосылок: единственным военным противником в акватории Черного моря является Турция, военные корабли третьих стран не могут оказать сколь-либо значимого влияния на общую обстановку в акватории Черного моря.
Теперь меняется всё. Причем даже неважно, насколько юридически выверенным является заявление Эрдогана о том, что канал «Стамбул» не подпадает под действие конвенции — тут вопрос спорный и неоднозначный. Важно то, что это политическое решение, и оно озвучено.
«Стамбул» означает, что НАТО получает под свой контроль всё Черное море, а те, кто с этим не согласен, могут обращаться хоть в Спортлото, хоть в Лигу сексуальных услуг. Ну, либо попытаются восстановить существовавшее до «Стамбула» статус-кво. Скажем, силой.
В подобной трактовке речь идет ни много, ни мало, о стратегическом поражении России на Юге. Триста лет войн с Турцией (и ее союзниками) в конечном итоге привели к созданию довольно прочного порядка, где Черное море становилось зоной баланса интересов России (и СССР) и Турции. Теперь этот баланс будет явочным порядком разрушен, а ответа у России кроме запрета помидор и туристического сообщения с Турций, нет. Эрдоган это выяснил экспериментальным порядком, и полученный результат его полностью удовлетворил…»
***
Остается добавить, что консолидированного мнения ученых по поводу влияния, который окажет на природную среду новый канал, пока что не выработано. Известно, что в Босфоре существуют два противоположных течения, гидрология этого пролива странная и толком не понятная. Донное течение идет из Мраморного моря в Чёрное, тогда как поверхностное течение – в обратном направлении из Чёрного – в Мраморное. Как и что изменится после постройки канала, учёные спорят и к единому мнению не пришли.