Академик Илья Комаров: «Че Гевара трудно уживался с любой властью, и с Фиделем тоже…»

31 мая 2021, 10:44
Мирная жизнь и бюрократическая рутина были чужды бунтарской натуре легендарного революционера

Интерес к личности команданте, ставшего иконой для молодых бунтарей всего мира не угасает, хотя со дня гибели героя кубинской революции в джунглях Боливии в 1967 году прошло уже больше полувека. В чём причина такой популярности революционера? На этот вопрос отвечает академик Российской экономической академии Илья Комаров, который лично знал Че Гевару – они познакомились, когда Комаров стажировался в Гаванском университете.

Сергей Путилов

- Илья Константинович, как Вы - тогда, в середине шестидесятых годов, молодой строитель, целинник оказались на Кубе?

- Для меня Куба началась так. В октябре 1964 года, я был отправлен на стажировку в Гаванский университет по линии Московского инженерно-строительного института им.Куйбышева. Мы - прибывшие из СССР студенты и были в основном строители. Не успели спуститься по трапу самолета, как нас окутала жара и влага. Прошло всего два года после Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной войны. Американская блокада острова свободы продолжалась. Всего в 90 милях от Кубы, вытянулась в ее сторону Флорида. Если с высокого здания в Гаване, например с дома Фокса в хорошую погоду посмотреть в сторону Америки, ее будет видно. Но не стоило утруждать себя: с любой улицы, выходящей к морю, можно было отчетливо увидеть сероватую массу американского военного корабля, который днем и ночью неотступно маячил у входа в Гаванский порт, направив жерла своих пушек на столицу Кубы.

- Как Вы познакомились с Че Геварой?

- Впервые я встретился с Эрнесто Че Геварой осенью 1964 года. Был дома у преподавательницы испанского языка Марты. Она иногда приглашала к себе в гости ребят из нашей группы подтянуть испанский. Одна из ее подруг входила в состав национального руководства профсоюзов Кубы. За ней и заехал Че Гевара. Он поинтересовался как мы устроились на Кубе, как проходит акклиматизация? Из-за резкой смены климата мы ходили совершенно мокрыми. Ледяные напитки, резкая смена тепла и холода были для нас поначалу непривычны. Поэтому часто то у одного, то у другого возникали простудные заболевания, над чем дружески подшучивали кубинцы мол, сибиряки, а на Кубе простудились. В то время Эрнесто Че Гевара возглавлял министерство экономики. По мнению наших советников-специалистов по экономике у него это не очень получалось. В то же время, был порыв в народе - за Фиделя и Че в огонь и в воду. Все кипело. Революция зажигала народ. На рубку тростника (сафру) выходило все правительство, выходили Фидель и Че. Помогали кубинцам и мы - советские студенты.

- То было время, когда Че Геваре пришлось отложить в сторону винтовку и вооружиться авторучкой, поскольку его поставили командовать экономическим фронтом. Насколько хорошо у него это получалось?

- Мнения о Че Геваре разные были. Наши специалисты кто его хвалил, кто был не в восторге от его методов хозяйствования. Все-таки он был приспособлен больше партизанить, чем решать экономические задачи в условиях мирного времени. После победы революции Че Гевару поставили заведовать финансовым сектором. Однако вскоре, при всем уважении к его личности в руководстве укоренилось мнение, что пока врач занимается экономикой никакого прогресса не будет. Оказалось, что партизан он хороший, но руководить хозяйством не способен. Да и сам Че Гевара частенько говаривал: «После революции работу делают не революционеры. Её делают бюрократы. А они — контрреволюционеры». Мирная жизнь, бюрократическая рутина были чужды его бунтарской натуре. В 1965 году он уехал в Африку устраивать мировую революцию.

- Были ли у Че Гевары разногласия с Фиделем Кастро?

- Говорили, что у него были трения с Фиделем. Он трудно уживался с любой властью. Че Гевара больше говорил, а не воплощал на деле свои экономические идеи.

- Фидель попросту хотел от него избавиться?

- Официально о Че Геваре проявляли заботу. Например, учитывая, что он болен астмой, постановлением правительства по настоянию Фиделя Че Геваре запретили курить больше двух сигар в день. Тогда Че договорился с девушками, которые крутили сигары, чтобы делали ему по две сигары в день... чуть не полуметровой длины каждая. Вскоре Че пропал на несколько месяцев, ходили слухи, что он едва ли не сидел в кубинской тюрьме. О нем стали меньше говорить. Все реже появлялось в печати его имя. Среди студентов ходили слухи, что он уехал в Африку проводить в жизнь свою идею «Десяти Вьетнамов». Суть ее в следующем: если национально-освободительные движения по всему миру одновременно выступят против американского империализма, то у него не будет сил справиться со всеми и янки придется капитулировать.

Пресса США раздувала слухи, много внимания пропаже Че уделяли маоистские газеты. Официальный орган аргентинских троцкистов опубликовал статью, что Че либо мертв, либо находится в кубинской тюрьме. И это связано с конфликтом между ним и Фиделем. О Че Геваре ничего не было слышно восемь месяцев. Одна латиноамериканская газета сообщала, что «Че Гевара провел восемь месяцев не в беседах за чашкой кофе с Фиделем, а в тяжелое борьбе с руководством Кубы, находясь под дулом пистолета». Вспоминали высказывание Че: «Мне наскучила кубинская революция. Поеду делать революцию в другую страну». Газета выражала мнение, что Че Гевара представляет силу, опасную для Фиделя Кастро. Недаром правительство постановило собрать все оружие, которое было роздано народу в период революции. «Ясно, что власти опасаются вооруженного выступления трудящихся в поддержку Че Гевары», - резюмировало в те дни издание Lucha Operaria. В студенческой среде начались беспокойства, появились всевозможные слухи. Интриги добавило и таинственное исчезновение одного из ближайших боевых сподвижников Фиделя Кастро - Камило Сьенфуэгоса. Сообщалось, что Камило после подавления антикастровского мятежа в гарнизоне Камагуэя вылетел в Гавану, но самолет до места назначения так и не добрался.

Только 3 октября 1965 года на заседании ЦК Компартии Кубы было официально сообщено, что он уехал в Африку. Как выяснилось, в апреле 1965 года Че прибыл в Демократическую Республику Конго, где в это время продолжалось восстание. Затем он отправился в Китай, где встречался с Мао Цзэ Дуном. Пекин тогда конкурировал с СССР за право возглавить мировое антиколониальное движение.

- Как на смерть Че Гевары отреагировали кубинские власти?

15 октября 1967 года кубинский лидер сообщил общественности о смерти Гевары. Смерть Гевары была признана тяжелой утратой для революционного движения в Латинской Америке и на всей планете. Сразу после смерти Че Гевары кубинская пропаганда занялась возвеличиванием образа пламенного революционера. Его портрет был помещен на кубинские купюры достоинством три песо. Местоположение могилы Че было обнаружено лишь в 1995 году. Через два года останки команданте были возвращены на остров Куба и перезахоронены в мавзолее города Санта-Клара.

#Куба #Интервью #Революция
Подпишитесь