Виктор Кузовков
Компания «Сухой» в инициативном порядке разрабатывает легкий одномоторный истребитель пятого поколения для российских ВКС. Государственные средства на эту разработку не выделялись и пока вопрос их выделения даже не стоит. Итогом разработки должен стать легкий истребитель, выполненный по технологии стелс, с одним двигателем, имеющим изменяемый вектор тяги, сверхзвуковой, обладающий укороченными взлетом и посадкой.
Информацию об этом, со ссылкой на источники в ВПК, опубликовало ТАСС. И у нас, в общем, нет оснований этой информации не доверять. Да, ниша легких истребителей у нас занята стремительно устаревающим МиГ-29 и его модификациями, которым все сложнее угнаться за все более продвинутыми противниками. Кроме того, этот самолет, как мы помним, оснащен двумя двигателями, что делает его производство, при прочих равных, более дорогим, чем производство одномоторных аналогов. То есть, вопрос назрел уже давно, и можно только догадываться, почему вернуться к нему решили только сейчас.
В настоящий момент российские ВКС эксплуатируют только двухдвигательные истребители. Последним одномоторным представителем российской боевой авиации был истребитель МиГ-27, списанный еще в девяностых годах прошлого века. А вот у наших заклятых друзей, американцев, есть отличный представитель этого класса самолетов – многоцелевой одномоторный легкий истребитель F-16. Эта машина, разработанная еще в семидесятых годах прошлого века, оказалась настолько удачной, что она и на данный момент является главной рабочей лошадкой американских ВВС. Всего было построено более 4600 самолетов этого типа. И хотя американцы перестали закупать его для своих ВВС еще в 2005 году, небольшими партиями F-16 до сих пор производится для зарубежных покупателей. Кроме того, некоторые государства, например, Турция, сами производят этот истребитель, хотя и при значительном участии американских компаний.
Наверное, при оценке новой разработки российских авиаконструкторов разумно опереться именно на некоторые характеристики F-16. Такое сравнение, хоть и не совсем корректно с учетом разницы поколений, все-таки позволит нам понять, будет ли российский проект существенным шагом вперед. А если так, нам следует запомнить некоторые параметры американской машины. Например, вес пустого F-16, в зависимости от модификации, составляет примерно 9 тонн. Нормальная взлетная масса, без подвесных топливных баков и с несколькими ракетами «воздух-воздух» для ведения воздушного боя, составляет около 13 тонн. А максимальная взлетная масса приближается к 22 тоннам, что более чем в два раза превышает массу пустого. Форсажная мощность двигателя при этом составляет, в обоих вариантах (возможна установка двигателей General Electric F110 и Pratt & Whitney F100) составляет около 13 тонн.
С нормальной нагрузкой F-16 имеет тяговооруженность, примерно равную единице. То есть, мощность двигателя примерно равна массе самолета, а если еще проще, он способен вертикально подниматься вверх практически без разгона и инерции, используя только тягу своей силовой установки. При большей нагрузке такой номер становится уже невозможен, и при значительной потере скорости во время набора высоты истребитель уже может свалиться в штопор.
Также однодвигательным является другой представитель американских ВВС, истребитель F-35. Но тут очень сложно провести корректное сравнение, поскольку эта машина разрабатывалась явно не для экономии. Да, при разработке F-35 денег явно не жалели, он должен был стать главной «боевой колесницей» американских вооруженных сил в первой половине двадцать первого века, а требования, заложенные в машину уже при разработке концепции, были таковы, что говорить о четко очерченной нише этого истребителя в принципе невозможно. Скажем лишь, что при нормальной взлетной массе 24 350 кг (версия F-35A) форсажная мощность его двигателя составляет примерно 19 500 килограмм.
По информации, озвученной агентством ТАСС, новый российский легкий истребитель планируется создавать с опорой на технологии и наработки, которые есть у КБ «Сухого» по проекту Су-57. И это не только композитные материалы, стелс-покрытие или передовая авионика, но и двигатель второго этапа для этого самолета, более известный как «Изделие 30». По имеющейся информации, тяга этого двигателя на форсаже составит 18 000 кг. И не удивительно, что источник озвучил именно такой максимальный вес нового одномоторного истребителя.
Итак, один двигатель, низкая радиолокационная заметность, изменяемый вектор тяги, сверхманевренность, отличные взлетно-посадочные характеристики и тяговооруженность на уровне единицы даже для машины с максимальной взлетной массой. Если добавить к этому продвинутую электронику, системы РЭБ и передовые системы вооружения, начинает вырисовываться что-то очень интересное.
Надо отметить, что у КБ «Сухого» есть опыт разработки одномоторного легкого истребителя. В первой половине девяностых в этом конструкторском бюро велись работы по истребителям так называемой «пятидесятой» серии – С-54, С-55 и С-56. Один из них должен был стать учебно-боевым, другой легким истребителем классического типа, а третий должен был превратиться в морской истребитель палубного базирования. Информации об этих разработках не очень много, но известно, что в КБ «Сухого» решили, что называется, «начать с конца» - резонно рассудив, что гораздо проще будет адаптировать палубный самолет к обычным аэродромам, чем наоборот, они, в качестве базовой, рассматривали модель С-56.
Согласно имеющейся информации, вес пустых самолетов этой серии оценивался от 5 до 7 тысяч килограммов. Нормальный взлетный вес должен был достигать 12 тонн, а максимальная скорость этих машин оценивалась в 2000 км/ч.
Еще раньше, в первой половине восьмидесятых, в КБ «Сухого» велись работы по созданию одномоторного истребителя с обратной стреловидностью крыла. Также предполагалось, что это будет сверхзвуковой палубный истребитель с максимальным взлетным весом 11-12 тонн, способный взять до двух тонн полезной нагрузки.
К сожалению, из-за имевших место сложностей с финансированием, оба проекта были прекращены. Но нет никаких сомнений в том, что у «Сухого» остались все данные по этим наработкам, а также соответствующий опыт и наработки. То есть, работы начаты не на пустом месте, и можно надеяться, что при разработке нового истребителя конструкторам удастся избежать детских болезней.
Как известно, компоновка нового самолета предполагает размещение под фюзеляжем одного воздухозаборника. Это довольно логично, но есть интересный момент, о котором стоит упомянуть отдельно. На рабочем столе Юрия Борисова, заместителя председателя Правительства РФ, курирующего, как известно, именно российскую оборонку, в декабре 2020 года был сфотографирован (к сожалению, только фрагментарно) макет неизвестного самолета. И это именно истребитель с одним воздухозаборником, расположенным под фюзеляжем. Это фото есть в интернете, и при желании его можно без особых затруднений найти. Кроме того, примерно в это же время Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех», заявил, что его компания в инициативном порядке прорабатывает варианты концепции легкого одномоторного истребителя пятого поколения. Причем, что очень важно, в пилотируемом и беспилотном вариантах!
Если попытаться собрать всю информацию, которая у нас есть, получится примерно следующее…
В настоящий момент российский ВПК активно работает над разработкой легкого одномоторного истребителя пятого поколения. И пусть никого не вводит в заблуждение то, что разработка ведется в инициативном порядке – не будем наивными и примем как факт, что на уровне Чемезова хорошо известно, что требуется нашим военным, и за что в скором времени будет платить Правительство.
Истребитель будет создан с опорой на технологии и решения, отработанные на проекте Су-57, в том числе будет использован двигатель, известный как «Изделие 30» с форсажной тягой 18 000 кгс. Это выглядит вполне логичным, потому что это позволит сэкономить многие миллиарды (или триллионы, если в рублях), в короткий срок создав полноценный легкий истребитель.
Возможно, что новая машина будет сразу создана в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Это весьма разумно, поскольку уже сейчас компьютерное моделирование воздушных боев показывает решительное превосходство искусственного интеллекта над живыми пилотами.
Ожидаемые массогабаритные характеристики нового истребителя позволяют утверждать, что он будет лучше, то есть, грузоподъёмнее и универсальнее истребителя F-16. При этом и его пилотажные характеристики, за счет лучшей тяговооруженности и изменяемого вектора тяги, должны оказаться выше. Ну а низкая радиолокационная заметность только дополняет картину, делая сравнение совсем не в пользу американской «рабочей лошадки».
Что же касается сравнения с F-35, то здесь все гораздо сложнее. Определенно мы можем сказать только одно – если новый российский истребитель и будет в чем-то ему уступать, то не очень сильно. И если он будет существенно выигрывать в цене, на что мы все-таки имеем право надеяться, его появление в строевых частях ВКС будет совершенно оправданным.