Posted 27 мая 2021, 09:06

Published 27 мая 2021, 09:06

Modified 7 марта, 13:28

Updated 7 марта, 13:28

Выборы - 2021: политологи из АПЭК не увидели почвы для массовых протестов

27 мая 2021, 09:06
Сюжет
Выборы
В единый день голосования в сентябре 2021 года состоятся выборы в Государственную Думу РФ. К началу избирательной кампании Агентство политических и экономических коммуникаций подготовило аналитический доклад.

Повестка избирательных кампаний, предполагающих проведение голосования в сентябре, в заметной мере формируется в России в период с конца апреля по июнь, отмечается в докладе. И факторы, влияющие на политическую повестку на старте парламентской кампании 2021 года, уже практически определились.

Во-первых, можно отметить фиксируемые рядом социологических исследований позитивные тенденции, характеризующие отношение граждан к Владимиру Путину. Так, по данным ВЦИОМ, после представленного в апреле 2021 года послания президента Федеральному Собранию уровень доверия к действующему главе государства вырос (с 64,8% 18 апреля до 66,9% 25 апреля) и оставался на уровне от 66,7% до 67,1% в последующий период (вплоть до последних опубликованных к моменту подготовки доклада данных на 16 мая 2021 года). Отчасти это можно объяснить доминированием в первой декаде мая выигрышной для властей повестки, связанной с подготовкой к празднованию Дня Победы. Тем не менее мы наблюдаем продолжение того же тренда и после завершения периода нерабочих дней (когда сохранялся риск усиления общественной апатии в связи с выходом из периода «длинных выходных»).

Во-вторых, наблюдается достаточно низкий уровень тревожности населения в связи с рисками, связанными с распространением коронавирусной инфекции. По данным исследования «Левада-центра» (признан иностранным агентом - ред.), опубликованного 12 мая, в апреле не боялись заразиться коронавирусной инфекцией 56% респондентов, противоположного мнения придерживались 42%. Сценарий, связанный с возможным осложнением эпидемиологической обстановки в предвыборный период, может нести дополнительные политические риски для властей, но, скорее всего, тренд на низкую тревожность граждан по темам, связанным с пандемией, пока имеет довольно заметный запас прочности.

В-третьих, федеральная политическая повестка апреля 2021 года формировалась прежде всего вокруг инициатив властей, а также внешнеполитической тематики (обострения обстановки вокруг Донбасса, а также отношений России с США и ЕС). Это темы, усиливающие запрос на сильную федеральную власть, способную как эффективно решать проблемы в сфере внешней политики и безопасности, так и предлагать собственную социальную повестку.

В-четвертых, произошло снижение роли внесистемной оппозиции в рамках федеральной политической повестки по сравнению с периодом января - начала февраля 2021 года. Характерно, что и внутри парламентских партий (например, КПРФ) ослабли политические позиции ряда фигур, выступавших жесткими критиками властей.

В-пятых, происходит усиление региональной составляющей в политической повестке. Фактически рост региональной идентичности (и местного патриотизма) и запроса на поддержку экономически проблемных регионов, проявившийся, например, в ходе ряда политических дискуссий в регионах еще весной 2020 года и представлявший потенциальный вызов для властей, может быть наиболее эффективно использован в рамках кампании-2021 именно «Единой Россией».

Таким образом, на фоне дополнительных мобилизующих факторов для лояльного властям электората (от резонансных инициатив президента до проведения праймериз партии большинства) в преддверии парламентской кампании проявляется ряд факторов, усиливающих стартовые преимущества «Единой России».

Как и прогнозировало АПЭК, после пика политической протестной активности в январе 2021 года произошло заметное снижение как протестного потенциала, так и интереса граждан к обсуждению этой деятельности.

По аналогии с протестными акциями в период ряда избирательных кампаний 2010-х годов нередко можно встретить прогнозы о возможности существенного роста уличной активности в конце июня-июле (в период регистрации кандидатов в депутаты Госдумы) и в сентябре 2021 года (в ходе решающего этапа парламентской гонки). Такого сценария развития событий нельзя исключать полностью, однако переход к подобным массовым протестным кампаниям требует заметного роста политизации общества и большего уровня мобилизации потенциальных участников таких кампаний.

Предварительно можно предположить, что, во-первых, при сохранении роли патерналистских регионов как территорий с высокой явкой на праймериз тенденция к росту активности избирателей в рамках данной процедуры может затронуть и ряд крупных городов - в том числе благодаря применению электронного голосования. Это может стать дополнительным конкурентным преимуществом «Единой России» для дальнейшего ведения избирательной кампании и мобилизации сторонников - например, в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской, Новосибирской, Челябинской областях. Во-вторых, итоги праймериз позволят партии использовать дифференцированный подход к работе с одномандатными округами, выделив территории, где эффективнее всего будет работать ставка на наиболее узнаваемых и опытных политиков - либо, напротив, на молодые кадры с опытом общественной деятельности или работы в качестве депутатов регионального и муниципального уровня. При этом преимущество более молодых кадров по итогам праймериз, вероятно, может наблюдаться как в ряде патерналистских регионов, так и территорий с высокими показателями протестного голосования.

«Народная программа» и отчет «Единой России»: общая логика и социальные акценты

Общепринята точка зрения, в соответствии с которой программные документы партий оказываются в фокусе внимания прежде всего медийно-экспертной среды и наиболее политизированной аудитории, в значительно меньшей степени интересуя более широкую общественность. Тем не менее инициированные в октябре 2020 года председателем «Единой России» Дмитрием Медведевым разработка и обсуждение предвыборной Народной программы, а также подготовка в ее рамках отчета партии создали дополнительные возможности для продвижения инициатив «Единой России».

Общественное обсуждение программы создает дополнительные возможности для работы партии с политизированными гражданами, являющимися лидерами общественного мнения в своих локальных сообществах. Подобный формат деятельности партии нельзя рассматривать в отрыве от многолетней работы «Единой России» по вовлечению в свою орбиту таких локальных лидеров общественного мнения – от дополнительных возможностей самореализации для руководства первичных отделений (включая конкурсы социальных проектов и возможности обучения в Высшей партийной школе) до тесного взаимодействия с волонтерскими движениями.

Предложенный Дмитрием Медведевым на старте обсуждения программы принцип «оставаться в мейнстриме, чтобы получать всю необходимую информацию от людей» предполагал сопряжение двух процессов – обсуждения программы как всеми активными гражданами, так и независимыми экспертами. Например, включение в проект партийной программы тезисов, посвященных вопросам развития медицины, сферы здравоохранения, системы медицинских услуг становится поводом для вовлечения в обсуждение документа профильных специалистов из регионов (как в контексте партпроекта «Здоровое будущее», так и в более широком формате). Привлечение авторитетных профессионалов к работе над отраслевыми разделами Народной программы может сработать на расширение кадрового резерва партии не только накануне ближайшей парламентской кампании, но и региональных выборов 2022-2026 годов. Кроме того, касаясь задач по привлечению к обсуждению проекта программы партии представителей медицинского сообщества, можно вспомнить об инициативе секретаря Генсовета партии Андрея Турчака создать в Высшей партийной школе специальный образовательный модуль для врачей, проявляющих интерес к политической деятельности.

Говоря о собственно содержательной стороне самих программы и отчета как его составной части, стоит выделить, во-первых, социальные акценты, которые должны быть сделаны при подготовке этих документов. Еще в апреле 2021 Дмитрий Медведев, говоря о шести приоритетных направлениях предвыборной программы, именно социальный блок поставил на первое место, а в проекте документа соответствующий раздел предсказуемо будет одним из наиболее объемных. При этом задачи в социальной сфере в узком смысле (от поддержки семей с детьми и пожилых граждан до развития системы здравоохранения и образования) тесно связаны с инфраструктурным развитием регионов (недаром одним из наиболее обсуждаемых инициатив партии, среди представленных в апреле-мае 2021 года, остается концепция «инфраструктурного рывка», с которой выступил Андрей Турчак), а также экологической повесткой (в том числе в контексте поддержки индустриальных регионов и повышения ответственности крупного бизнеса за сохранение благоприятной природной среды в регионах его присутствия).

Во-вторых, важным акцентом обоих документов должно стать развитие каналов обратной связи между гражданами и органами власти в увязке со снижением административных барьеров.

В-третьих, тема социальной справедливости, очевидно, должна быть заявлена в программе не только в контексте предложений для наиболее уязвимых слоев населения, но также в рамках обсуждения стратегии регионального развития - в частности, поддержки малых городов и экономически проблемных субъектов Федерации. Значимыми акцентами программы в контексте региональной политики должны стать поддержка арктических территорий, индустриальных регионов, малых и средних городов, а также сельских поселений. Стоит обратить внимание не только на вероятный предвыборный эффект подобных предложений, которые продвигаются «Единой Россией» и помимо программной деятельности (например, по поводу развития дорожной сети местного уровня и газификации населенных пунктов), но и их значение для повышения доверия граждан к системе власти в целом.

Фактически в ходе обсуждения программы может быть сформирован баланс между крупными инфраструктурными проектами международного и межрегионального масштаба, с которыми обычно ассоциируется руководство страны, и целями территориального развития на уровне муниципальных образований. С учетом возросшего в течение работы действующего созыва Госдумы внимания «Единой России» к муниципальной проблематике и выстраиванию диалога с локальными сообществами (отметим, например, закон о «народном бюджетировании»), в перспективе 2022-2026 годов можно ожидать дальнейшего повышения роли партии в работе с этой повесткой.

Непарламентские партии: прогнозы и шансы

В докладе АПЭК от 9 марта «пятипартийная модель», предполагающая прохождение в парламент новой политической силы, оценивалась как менее вероятный сценарий, чем сохранение «четырехпартийной». На конец мая 2021 года можно говорить о постепенной реализации этого прогноза на фоне слабости стартовых позиций непарламентских партий, пока не позволяющих даже наиболее активным из них рассчитывать на прохождение в Госдуму.

Во-первых, непарламентские партии в конце апреля-мае 2021 года были очень слабо представлены в медиа-повестке. Отдельные информационные поводы, связанные с этими политическими силами (например, сообщения о намерении экс-мэра Якутска Сарданы Авксентьевой, а также ряда фигур, узнаваемых на уровне своих регионов, баллотироваться в Госдуму от партии «Новые люди»; обращение председателя партии «Яблоко» Николая Рыбакова к руководству ЦИК о необходимости вернуться к практике однодневного голосования; требование «Коммунистов России» начать уголовное расследование в отношении Михаила Горбачева) носили ситуативный характер, получали заметный резонанс в медийно-экспертном сообществе, а не у широкой аудитории и вряд ли могли существенно усилить узнаваемость этих партий.

Во-вторых, некоторое укрепление позиций «Справедливой России», конкурирующей за колеблющегося протестного избирателя с целом рядом непарламентских партий, снизило их шансы на прохождение в Госдуму. На конец мая 2021 года главным трендом подготовки к предвыборной кампании на оппозиционной фланге становится борьба за перераспределение голосов - прежде всего между парламентскими силами. На этом фоне можно ожидать определенного снижения интереса к непарламентским партиям со стороны ресурсных кандидатов и по крайней мере части лидеров общественного мнения нишевого и локального уровня.

В-третьих, кадровая политика большинства непарламентских партий пока не создает существенных возможностей для наращивания ими общественной поддержки. Некоторые партии сделали шаги в этом направлении (отметим роль ранее сотрудничавшего с КПРФ Максима Шевченко в Российской партии свободы и справедливости и сообщения о намерении выдвигаться в Госдуму от этой партии ранее исключенной из КПРФ депутата Мосгордумы Елены Шуваловой). Для ряда игроков значимость узнаваемых фигур в предвыборных списках, возможно, будет не так важна для выстраивания эффективной кампании (например, для Российской партии пенсионеров за справедливость). Тем не менее наличие в списке непарламентской партии узнаваемых федеральных фигур может сыграть заметную роль для ее прохождения в Госдуму (в этом смысле показателен опыт блока «Родина» в ходе думской кампании 2003 года).

Можно предположить, что в преддверии официального старта избирательной кампании происходит постепенная мобилизация электората «старых» непарламентских партий. Например, исследование «Левада-центра» (признан иностранным агентом), опубликованное 17 мая 2021 года, демонстрирует рост поддержки «Яблока» в одном из наиболее значимых для этой партии регионов, Москве. О готовности поддержать эту партию в апреле 2021 года заявили 5% от общего числа опрошенных москвичей (8% от числа определившихся с выбором), в то время как в декабре 2020 года о таком намерении заявляло лишь 3% столичных респондентов. При этом условий для существенного роста поддержки или хотя бы узнаваемости целого ряда новых политических проектов пока недостаточно.

Позиции одной или двух наиболее перспективных непарламентских сил могли бы усилиться в случае привлечения существенных финансовых ресурсов (близких или даже превосходящих по объему финансирование кампаний парламентских оппозиционных сил), а также более активного притока в такие партии фигур федерального уровня, узнаваемых и пользующихся авторитетом - по крайней мере, в той нише, на которую претендуют эти организации, а также содержательного и технологического «рывка». Однако такой сценарий пока представляется менее вероятным.

Более вероятным на данный момент сценарием выглядит ставка наиболее популярных непарламентских партий на работу в ключевых регионах поддержки либо в одномандатных округах, где будут баллотироваться наиболее значимые для них кандидаты. При этом активное участие в кампании непарламентских сил может усилить дробность оппозиционного электората - прежде всего в крупнейших городах (в первую очередь в Москве), где проявляют активность (и, возможно, будут баллотироваться по одномандатным округам) узнаваемые фигуры из этих партий.

На сегодня наибольшей поддержкой из непарламентских партий могут располагать Российская партия пенсионеров за социальную справедливость, «Яблоко» и «Новые люди». Рейтинг у всех них, по данным ФОМ, колеблется у отметки в 1%. Пока трудно прогнозировать с уверенностью, что хотя бы одна из этих партий преодолеет трехпроцентный барьер, позволяющий получить государственное финансирование, а тем более пройдет в Госдуму. Впрочем, нельзя полностью исключать, что по мере развертывания избирательной кампании эти и другие партии могут «выстрелить»: предложить привлекательную программу или применить эффективные технологии.

Предварительно можно предполагать, что после сентябрьских выборов Госдума обновится минимум на 20–25%. При этом обновление оппозиционных фракций Госдумы будет происходить медленнее, чем в случае «Единой России», фракция которой по итогам выборов обновится не менее чем на 40%, а возможно, более чем на 50%. Одним из факторов, сдерживающих темпы обновления оппозиционных парламентских фракций, становится отсутствие у соответствующих партий института регулярного проведения праймериз, а также влияние консервативных по характеру элитных групп, контролирующих их деятельность. Этот процесс может привести к усилению конфликтов внутри парламентских оппозиционных партий в период смены политических поколений в России в 2022-2024 годах, причем на региональном уровне такие конфликты могут затронуть отделения этих партий в крупных городах, становясь как фактором внутрипартийной нестабильности, так и дополнительным стимулом для создания новых политических проектов, претендующих на протестный электорат, особенно накануне федеральных кампаний 2024 и 2026 годов.

При этом в рамках парламентской кампании-2021 более вероятно получение непарламентскими партиями (в том числе, новыми партпроектами) относительно невысокого уровня поддержки. Можно предположить, что после кампании 2021 года произойдет дальнейшая трансформация непарламентского оппозиционного фланга, причем пока действующие в этом формате «старые» партии (например, «Яблоко»), столкнувшись с заметными кризисными явлениями, имеют большие шансы на политическое выживание и активную деятельность в перспективе 2022-2023 годов, чем ряд новых партпроектов.

Подпишитесь