Иван Петровский
Причина – якобы нехватка и высокая стоимость этого сырья для отечественных металлургических комбинатов и как следствие рост цен на арматуру и металлоконструкции, а за ними – на строительство и жилье. Повышение пошлины рассматривается как ограничительная мера, чтобы большее количество лома оставалось на внутреннем рынке. Тем временем новая пошлина станет вовсе не ограничительной, а заградительной. До 30 января 2021 года она составляла 5%, но не менее 5 евро за тонну, с 30.01.2021 года ее процентная составляющая осталась прежней, а специфическую на 180 дней подняли аж в 9 раз – до 45 евро за тонну. И вот теперь она рискует подскочить и вовсе до 90 евро, то есть по отношению к началу января – в 18 раз. При том, что ВТО вообще выступает за отмену экспортных пошлин.
Пошлина в 45 евро, кстати, за три с лишним месяца действия не оказала ожидаемого влияния на цены на металл на внутреннем рынке, поскольку они определяются в основном внешними ценами, а не стоимостью сырья. Даже с точки зрения объемов экспорта. 1% от всего экспорта черных металлов составляет металлолом с февраля 2021. Даже если полностью закрыть этот один процент, то как это повлияет на цены?
В целом в феврале-апреле экспорт лома сократился в 4 раза от уровня 2020 года (194 тысячи тонн против 796 тысячи тонн), продемонстрировав рекордное падение за последние 20 лет. И если при существующей пошлине экспорт просто не выгоден, то при ставке в 90 процентов он станет откровенно убыточным. По мнению экспертов, это значительно ухудшит состояние экспорториентированных компаний. После повышения ставки в январе им уже пришлось сократить 2300 рабочих мест.По мнению чиновников, из-за увеличения экспортной пошлины на вывоз лома в бюджет поступило дополнительно почти 698 миллионов рублей. Однако, по оценке специалистов Ассоциации «Руслом.ком», из-за снижения объемов экспорта казна недополучила почти 800 миллионов рублей таможенных платежей и 602 миллиона рублей налогов. Не будем плюсовать к этим минусам падение валютной выручки.
По данным «Руслома», в России ежегодно образуется минимум 45 млн тонн лома, еще около 250 млн тонн лома черных металлов находится на несанкционированных свалках, загрязняя окружающую среду. Внутреннее потребление металлургическими комбинатами в 2020 году составило всего 20 миллионов тонн вторичного сырья: о каком дефиците лома в стране вообще идет речь? Что мешает по нормальной ставке пошлины вывозить его излишки в страны, которые в нем откровенно нуждаются? При этом экспорт дает ломозаготовителям устойчивость для работы на внутреннем рынке: оборотные средства для работы с российскими заводами.
Возможное повышение пошлины может принести еще один негативный эффект, который сегодня не слишком очевиден: ответные санкции от мирового сообщества, для которых удвоение пошлины может выглядеть как попытка ограничения торговли и субсидирование металлургического экспорта. И введя повышенную пошлину на полгода, наша страна рискует ощутить ответные меры уже на срок до 5 лет.
В Ассоциации «Руслом» отмечают еще одну нестыковку. На экспорт с 30 января 2021 года (с момента ввода пошлины в 45 евро), идет чуть более 2,5% от общего объема ломосбора, тогда как металлопроката – 35-50% в зависимости от типа продукции. При этом, вывозные пошлины вводятся для лома. В такой ситуации крупные ломозаготовители могут установить у себя мощности по переработке металлолома по 80-110 тыс.т, как в Индии, и производить, в частности, несложную стальную заготовку и арматуру и отправлять ее на внутренний рынок и на экспорт. Это будет вполне легальный способ обойти пошлины – именно по такому пути много лет назад пошли участники рынка лома цветных металлов. Теперь количество избыточных мощностей превышает объемы ломосбора в 3 раза. Поэтому появление на рынке большого количества мелких «металлургов» точно не поспособствует его стабильности, считают эксперты.
В Ассоциации «Руслом» призывают к конструктивному диалогу между отраслью и регуляторами и более глубокому анализу рыночных данных, которые говорят о том, что новые пошлины только подорвут состояние тысяч компаний-ломозаготовителей, но никак не помогут снизить цену металлоконструкций.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Зеленин, генеральный директор РА «РУСМЕТ»: - Размер пошлины, который определяет “точку убыточности” для экспортера, определяется так: цена в стране-импортере минус расходы на фрахт, страховку, перевалку и т.д., минус цена на лом на внутреннем рынке. Экспортные цены очень волатильны: например, на 18 мая рассчитанный по этой формуле размер пошлины составляет 39 евро, а на 24 мая – 49. А в марте-апреле были периоды, когда размер предельной пошлины был отрицательным, то есть экспортерам надо было бы доплачивать, чтобы экспорт был рентабельным. При этом данные Лондонской биржи говорят о скором спаде цен. Таким образом, на ближайшие 6 месяцев предельный размер пошлины не должен превышать 49 евро за 1 т.