Московский чиновник и блогер, пишущий на тему безопасности движения Александр Евсин, посвятил несколько последних публикаций теме каршеринга. Евсин обратил особое внимание на автоаварии с участием машин, принадлежащих каршеринговым компаниям. В целом, статистические данные говорят о чрезвычайно высоком уровне аварийности в сегменте каршеринга — в 7 раз (!) выше, чем средний уровень аварийности. Проанализировав статистические данные, Евсин пришел к выводу, что сложившуюся систему необходимо срочно менять:
«Каждый день изучения сводок ДТП укрепляют меня в мнении, что концепция «безответственности» каршеринга, поминутная оплата коротких поездок, а также льготы по оплате парковки приводят к нежелательным эволюционным процессам и негативным последствиям. Большое количество ДТП с каршерингом характеризуется совершенно необоснованной уверенностью водителей в своих возможностях и возможностях автомобиля, неумением и другими негативными обстоятельствами, являющимися следствием концепции этого сервиса.
Считаю, что водители каршеринга должны обладать полным набором ответственности водителя за транспортное средство. Также нужны алкозамки. Но самое главное — поменять тарифную политику, так чтобы чрезмерно короткие поездки были экономически нецелесообразны. Машину надо брать в прокат тогда, когда нужна машина, а не острые ощущения. Машина — это всегда ответственность. Пока же аварийность в сегменте каршеринга превышает общую аварийность в семь раз.
Это не просто недоработка оператора, и не просто нелепая случайность. Это закономерность — ДТП недопустимо много, а причина одна — неправильные фундаментальные правила использования каршеринга. С таким фундаментом: возьми хоть на минуточку, езжай без ответственности, свобода передвижения, бесплатная для клиента парковка, поминутные короткие тарифы — проблемы нерешаемы. Это будет только нарастать. Единственный выход — изменить ряд правил. Наиважнейшими я считаю следующие изменения.
Машина — это всегда ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! Хочешь безответственности — будь пассажиром в такси или езжай общественным транспортом. Хочешь вести машину — наделяешься всем спектром ответственности водителя и всем набором средств регулирования, включая оплату парковки. И никак иначе.
Впрочем, далеко не все согласились с Евсиным.
- Первый пункт в принципе убивает идею. Действительно машина бывает нужна и на 15 минут, и на 30, и на 2 часа, и на 24, и на трое суток. Я одно время активно пользовался шэрингом, и он действительно расширяет возможности, когда не надо заморачиваться с собственной машиной. Но даже если ограничить минимум 24 часа, какую это даёт гарантию, что машину не возьмёт идиот, который путает педали?
Длинная аренда - это просто другой бизнес, другие задачи и другой подход. Да, rent-a-car существует очень давно, он и будет продолжать существовать. Но шэринг как вид услуги пропадёт. Не владею статистикой, но уверен, что процентов 90 использование шэринга - до 6 часов…
- По пунктам:
1. Бред. Это подрывает основу идеи каршеринга, как краткосрочной поездки.
2. Полностью поддерживаю, но это не решит проблему с парковками. Да, платят операторы, но машина занимает, часто очень долго парковочное место.
Здесь должен город решать вопрос с операторами. Может, вводить определённые места только для каршеринга на парковках. Ну, к примеру, из 10 существующих мест 2 или 3. А если водитель оставил авто на другом месте он и будет платить за его парковку.
3. Это нужная мера для всех авто, а не только для каршеринга. А вот минимальный стаж я бы поднял до 5 лет и сервис оставил только для граждан РФ.
4. Это и так лежит на плечах клиента.
5. Оперативную эвакуацию брошенных авто в неположенных местах должен обеспечивать оператор, а уже потом разбираться с клиентом.
Итог: странно, что такие меры предлагает специалист ЦОДД. Похоже, он вообще не в теме. Большую опасность представляют такси с иностранными гражданами за рулем, часто с трудом объясняющимися на русском, а о ПДД они походу вообще не слышавшими.