Виктория Павлова
Сейчас кабмин распределил 895 млрд рублей по 7 проектам. Для них средства из кубышки станут более выгодной альтернативой кредитам – не придётся платить банкам проценты. Вообще-то, если следовать всем правилам, то свободных 895 млрд рублей в ФНБ ещё нет. По этим правилам, пускать в расход можно только те ликвидные средства ФНБ, которые превышают 7% ВВП. А с этим проблема. Сам ФНБ вырос уже до 13,825 трлн рублей – это 12% от запланированного на 2021 год ВВП. Но ликвидная часть фонда составляет только 7,5% ВВП. То есть на стройки сейчас могут отправить 0,5% ВВП или 580 млрд рублей. Весь расчёт на то, что за год-другой ФНБ ещё пополнится дополнительными нефтегазовыми доходами. Всё опирается на дорогую нефть. А если она подешевеет, то и мегапроекты останутся без финансирования.
Пока же крупнейшим получателем бесплатных денег окажется РЖД Олега Белозёрова. Всего железнодорожный монополист получит 293 млрд рублей. Основная их часть – 188 млрд пойдёт на расширение БАМа и Транссиба. Всё ради того, чтобы уголь из Якутии было удобнее вывозить в Китай. Заказчиком работ по восточному проекту выступает «РЖДстрой» - дочка самого РЖД, а одним из крупнейших подрядчиков выступают Железнодорожные войска. Получателем же платежей является само Министерств обороны. Также обсуждается с ФСИН вопрос привлечения на стройку заключённых. В любом случае, частные компании, свободно нанимающие для работ людей, остаются за бортом.
Вторым направлением, на которое РЖД получит деньги (105 млрд рублей), является строительство столичных железнодорожных диаметров. В этом регионе крупнейшим подрядчиком стала ООО «Группа компаний 1520». Компания частная, но максимально близкая к РЖД. Основным владельцем с долей 72% числится Алексей Крапивин – сын Андрея Крапивина, советника экс-главы РЖД Владимира Якунина.
Государственный «Автодор» получит 200 млрд рублей, из которых 150 млрд пойдут строительство трассы М12 «Москва-Казань». Тут тоже всё не просто так. Конкурс на строительство выиграли «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Трансстроймеханизация», входящая в состав «Мостотреста» Аркадия Ротенберга, ВАД миллиардера Валерия Абрамова, Региональная строительная компания томского бизнесмена Михаила Баркова и «Автобан» Алексея Андреева.
Что касается частных компаний, то напрямую деньги из ФНБ получит «Трансмашхолдинг», принадлежащий одниму из богатейших людей России – Андрею Бокарёву, а также Искандеру Махмудову. Их компания получит 97 млрд рублей на постройку вагонов для метрополитена Санкт-Петербурга.
На этом список компаний, получающих деньги из заначки страны, исчерпан. Оставшиеся 305 млрд рублей распределят между собой чиновники.
Фонд развития ЖКХ получит 150 млрд рублей на модернизацию коммунальной сети в регионах. Очень кстати – сенаторы недавно признали, что 60% сетей тепло- и водоснабжения, водоотведения, а также канализации в стране окончательно изношены. С канализацией вообще всё плохо: в негодность пришли 80% сетей. Только эти 150 млрд рублей погоды не сделают. Чтобы привести в порядок коммунальные сети, необходимо 4 трлн рублей. Где-то трубы подлатают на выделенные деньги, но кардинальных перемен едва ли стоит ждать.
Оставшиеся 155 млрд рублей пойдут через Минэкономразвития Максима Решетникова. Их выделяют на проект по опережающему социально-экономическому развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона. Да, у нас существует очередная формация, которая, впрочем, не укладывается ни в формат традиционных субъектов РФ и федеральных округов, ни в формат агломераций. Формация макрорегиона присутствует только в Стратегии пространственного развития страны, появившейся в 2019 году. В этот макрорегион входят республики Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская область. Стратегия лишь определяет, какие направления надо развивать в том или ином регионе, но не описывает того, как это делать, и кто в итоге за все заплатит. Так что у Решетникова сейчас полная свобода творчества в вопросе распределения этих немалых денег.
Направление средств ФНБ в экономику – это то, чего так давно все ждали. Наконец-то заначка начинает работать. Но в правительстве сразу закладывают серьёзные перекосы, указывая, кто может претендовать на эти деньги, а кто не может. Для отдельных интересантов польза точно будет, а вот для всей экономики – не факт.