Людмила Бутузова
Со ссылкой на главу «Ростеха» Сергея Чемезова СМИ сообщили, что в Подмосковье и Казани могут остановить строительство пяти мусоросжигательных заводов. Жителей, несколько лет добивавшихся отмены МСЗ, это известие, безусловно, порадовало. Воспряли духом и регионы, где планировалось строительство еще 25 заводов, связав «капитуляцию» «Ростеха» с изменением государственной политики по утилизации отходов.
Еще серьезнее пошатнули позиции адептов мусоросжигания два постановления правительства РФ (в августе 2020 года и феврале 2021 года), которые вынимают бюджетные дотации из прибыли, получаемой МСЗ за продажу энергии, вырабатываемой из отходов, а также отменяют региональные льготы по налогу на прибыль. По мнению г-на Чемезова, отмена госрегулирования «существенно» ухудшает экономику проекта, делает его нерентабельным и создает риски для получения кредитов на строительство. Синдикат банков «планирует приостановить финансирование проекта», говорится в письме Чемезова премьеру Мишустину. Все это, плюс пандемия коронавируса, обвалившая сроки поставки оборудования на 8–12 месяцев, срывает планы по вводу в эксплуатацию пяти МСЗ и ставит под угрозу строительство заводов в регионах. Рисуя жуткую картину погрязшей в отходах родины, Сергей Чемезов просит премьер-министра РФ Михаила Мишустина отменить действие двух постановлений правительства, поставивших под удар интересы его кампании.
А как дела на других направлениях?
В октябре прошлого года правительство РФ объявило о решении скорректировать все национальные проекты, а в проекте «Экология» сосредоточиться на решении неотложных проблем, урезав «второстепенные» экологические цели.
Напомним, что такое нацпроект «Экология» до поправок и как он должен был поменяться. «Экология» — это 11 федеральных программ, которые нацелены на развитие России до 2024 года. Он появился после указа президента о национальных целях в 2018 году и создан для решения неотложных экологических проблем. В частности, основные задачи федеральной программы «Утилизация отходов» – к 2024 году ликвидировать нелегальные свалки, увеличить до 36% количество отходов, отправляемых на утилизацию. Пока эта цифра не превышает 6-7%. Что предполагалось в новом варианте нацпроекта? Во-первых, его действие продлевается до 2030 года, но с урезанными экологическими целями—из нацпроекта исчезло положение о чистой питьевой воде, ликвидация несанкционированных свалок, сохранение биоразнообразия, экотуризм. Теперь национальные цели обобщенно описывают задачи и группируют экологические проблемы в три основных блока: отходы, вода и воздух.
Конкретика – новый паспорт национального проекта «Экология» - ожидалась к концу 2020 года, и во многом зависела от бюджетных изменений. Исполнение бюджета по нацпроекту "Экология", по данным Счетной палаты, является крайне неэффективным.
По состоянию на 1 ноября 2019 года (на момент проверки) оно составляло 27,1% от предусмотренных 56,909 млрд рублей. При этом полностью отсутствовал механизм привлечения внебюджетных средств, без которых цели федерального проекта едва ли могут быть достигнуты. Присмотревшись к хромающей на обе ноги утке, Минфин предложил сократить государственные расходы на экологию на весь плановый период с 2021 по 2023 год.
Вернуть урезанные ассигнования было очень непросто, как ни хлопотали об этом новые кураторы «Экологии» – вице- премьер Виктория Абрамченко и глава Минприроды Александр Козлов. Дело в том, что логика, которая применялась к урезанию программ «Экологии», больше учитывала не приоритеты природоохранной политики, а наличие не законтрактованных бюджетных средств - из нацпроекта выбирались все деньги, которые не успели освоить. Так, по проекту «Чистая вода» в резерв правительства ушли все бюджетные ассигнования, по которым с регионами не были заключены соглашения до 15 февраля 2020 года. Больше других в составе нацпроекта пострадал федеральный проект «Чистый воздух», потерявший более 15 млрд руб.— в основном это средства, неизрасходованные в 2019 году. В результате в 2020 году в распоряжении «Чистого воздуха» осталось лишь 738,4 млн руб. В целом Минфин нашел у «Экологии» 22 миллиарда рублей, неизрасходованных в 2019 году и не законтрактованных на2020 год. Соответственно и бюджет нацпроекта, который должен был составить 528,7 млрд руб., «похудел» на 22 миллиарда.
И это еще не все. Было отмечено, что внутри нацпроекта деньги перераспределялись довольно оригинальным способом – на пиар. Федеральные программы, большинство из которых (как, например, экотуризм или сохранение биоразнообразия) не подавали признаков жизни, но при этом активно тратили бюджетные средства на информационное и экспертно-социологическое сопровождение. Буквально «замусоленным» пропагандой, по словам эксперта, профессора РАНХ и ГС Виктора Кострикова, оказался и федеральный проект «Комплексная система обращения с отходами».
- Сотни миллионов рублей выброшены на пустую говорильню, -заявил он «НИ». –Поставьте же наконец нормальные сортировочные и перерабатывающие комплексы, как в Санкт-Петербурге, введите положения об обязательном разделении отходов, и это будет в сто раз эффективнее любого пиара. Питер всего за полгода вдвое разгрузил полигоны- чем это не пример для федеральных чиновников? Но…
Когда «мусорная реформа» стартовала, в нарушение ст. 34 Конституции РФ, напрямую запрещающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, был введен институт региональных операторов, монополизировавший рынок обращения с ТКО на ближайшие 10 лет. Получив такой карт-бланш, многие руководители регионов быстренько разделили свои территории на зоны и распределили тендеры между “своими”операторами. Когда «пирог» был поделен, задачи правительства шаг за шагом, с ошибками и оговорками, но все же стали выполняться.Курируйте, подсказывайте, направляйте! Нет, без бюджетного рубля это не получается, и федеральный центр решил еще больше поддержать региональных операторов, направив в 20 регионов 9 млрд рублей (!). Насколько эффективно были потрачены деньги – большой вопрос.
На сегодняшний день в нацпроект «Экология» включены 8323 свалки. Из них 916 находятся непосредственно в городах. Больше никаких точных данных о ситуации нет, хотя изначально было понятно, что простого списка свалок недостаточно. Однако за прошедшие годы ответственные за реформу чиновники не создали единой системы мониторинга работ, карты учета остающихся и накапливающихся объемов мусора, из-за чего ряд инвестиционных проектов уже долгое время простаивает без денег. При этом ситуация с мусорными полигонами близка к критической. В Магаданской области мощности полигонов исчерпали себя еще в феврале 2019 года, в Бурятии — в апреле 2019 года, в Забайкальском крае, Еврейской̆ автономной̆ области и Краснодарском крае — в сентябре 2019 года. В целом же по стране при нынешних темпах увеличения количества мусора — 1−2% в год — мощности полигонов будут исчерпаны уже через 2 года в 32 регионах. В 17 из них это произойдет в течение ближайших полутора лет. А возможностей для создания новых полигонов у большинства субъектов нет.
Как при таком аховом положении будет решаться поставленная президентом задача – к 2024 году увеличить до 36% количество отходов, отправляемых на утилизацию, а к 2030 году перейти на 100% сортировку ТКО и вдвое снизить объем направляемого на полигоны мусора, представить сложно. У нас количество сортировочных и перерабатывающих комплексов остается на уровне статистической погрешности, а полстраны вообще не знает, что это такое. Если все останется так, как есть, у правительства два выхода и оба плохие – либо продлевать сроки действия нацпроекта до бесконечности, либо идти на поводу у лоббистов мусоросжигания и устраивать Освенцим в каждом российском городе.
Какой выход выбран – неизвестно. Новый паспорт нацпроекта до сих пор не утвержден, чиновники все еще (с октября прошлого года!) вносят изменения и, судя по вариантам, время от времени появляющихся на правительственных сайтах, борьба между игроками разворачивается нешуточная.
Присмотримся поближе к федеральному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», а еще точнее — к целевым показателям по сортировке и переработке ТКО и их финансовому обеспечению.
Первый – главный вариант нацпроекта «Экология», утвержденный постановлением правительства РФ №16 от 24.12.2018, все еще размещен на официальном сайте кабмина. Но кураторов и администраторов, указанных на титульной странице, уже нет на должностях, руководитель Логинов уволен чуть ли не с волчьим билетом.
Остались в неприкосновенности целевые показатели по обработке отходов: к 31.12.2021 мощностей для обработки 21,7 млн. тонн, к 31.12.2024 мощностей для обработки 37,1 млн. тонн. Финансовое обеспечение - 296,2 млрд. руб. (107 млрд. — бюджет, 182 млрд. —внебюджетные средства). Сейчас это читается как фантастика, но ведь было же время, когда бюджет на ТКО просчитывался, проходил многочисленные экспертизы и был вполне реалистичным. Просто к его выполнению даже не приступали, как следует из результатов проверки Счетной палаты.
Потом случилась «пандемия» и бюджет, как говорят чиновники, «просел»… Тут у Минприроды родился второй вариант паспорта национального проекта «Экология» (пока еще размещен на сайте министерства). Что это было? Официальный документ (но почему не утвержден?) или художественная самодеятельность «назначенных на природу» чиновников, которые желали показать себя профессиональнее проштрафившихся предшественников? У «новых» профи появились “улучшенные” показатели сортировки мусора (50,2% к в 2024), но исчезли показатели по мощностям – явно для того, чтобы невозможно было посчитать и поверить. Паспорт изобилует лозунгами - «Даешь! Поднимем! Умножим!» - без конкретных целевых показателей. Конкретика начинается с раздела «финансирование». Оно увеличено на 32% - с 296 до 436 млрд. руб., но при этом и доля внебюджетного финансирования выросла на 1/4 — с 59 до 79% (тоже нехило, еще бы узнать, где эти щедрые внебюджетные источники). В качестве руководителя всей этой разлюли-малины фигурирует Генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.
Третий, совсем свежий вариант нацпроекта обнаружился на сайте правительства 6 мая и судя по тому, что он размещен рядом с первоначальным проектом и под тем же кодом G2, станет тем «откорректированным» документом, по которому экологическое развитие страны пойдет в ближайшие годы.
Смотрим, сколько бюджетных средств заложено на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) ТКО в 2019-2024 гг., — 2,44 млрд. руб., на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации (переработке) ТКО —такие же жалкие 2,44 млрд. руб.
Зато дальше «корректоры» уже не поскупились: поддержка штанов региональных операторов —8,84 млрд. рублей (в 2 раза больше(!), чем на введение в промышленную эксплуатацию всех вместе взятых мощностей по сортировке и переработке ТКО). На зарплаты себе любимому –ППК «Российский экологический оператор» заложил 55,3 млрд. руб. (в 11 раз больше (!!), чем на все мощности по сортировке и переработке). Возникает вопрос: что для нацпроекта важнее –борьба с мусором или благосостояние клерков, протирающих штаны в ни за что не отвечающей конторе в шикарном офисе международного делового центра “Москва-Сити”?
Ну и вишенка на торте —чистая победа г-на Чемезова и Ко —171,16 млрд. руб. (в 35 раз больше (!!!), чем на введение в промышленную эксплуатацию всех вместе взятых мощностей по сортировке и переработке ТКО) - на мусоросжигательные заводы частной компании «РТ-Инвест». Против МСЗ, как мы еще помним, громко выступали члены правительства Абрамченко, Новак и Козлов. Голос Чемезова, похоже, оказался весомее. При этом Андрей Шипелов, глава «РТ-Инвест», вслед за своим боссом публично заявляет, что сжигать они будут, исключительно, «хвосты от отсортированных ТКО». А на чем их сортировать? – «Это не наш вопрос». Значит, будут тупо жечь все ТКО, чтобы получить больше электроэнергии, а значит и прибыли.
Подводя итог: из 424, 55 млрд. руб., запланированных на осуществление федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО” на введение в промышленную эксплуатацию всех вместе взятых мощностей по сортировке и переработке ТКО отводится всего 4,88 млрд. руб., или 1,15 %.
Про «экологию» при таком подходе лучше молчать…