Как сообщили «Новые Известия», директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников, выступая на координационном совете уполномоченных по правам человека в Красноярске, предложил организовать трудовые лагеря для осужденных, имеющих право на принудительные работы, на крупных объектах, где не хватает рабочей силы и работают мигранты:
«В настоящее время с учетом нашего законодательства среди лиц, которые содержатся [в исправительных учреждениях], - это 482 тыс. человек, порядка 188 тыс. имеют право на такое исполнение наказания, как принудительные работы. Недавно Владимир Владимирович [Путин] встречался с руководителями азиатских регионов: Таджикистан, Узбекистан. Речь шла о том, как наладить поток мигрантов для наших объектов, где не хватает рабочей силы. Но мы в свою очередь реально готовы организовать, это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату…»
Это заявление ожидаемо вызвало критические отклики в социальных сетях и СМИ. Сетевой аналитик Анатолий Несмиян заметил:
«Система продолжает сбрасывать с себя нерентабельный функционал. Если у вас уже есть рабы, то их и нужно использовать как рабов - ведь логично. Уверения в том, что это не будет ГУЛАГ, а будет что-то совсем другое, с ромашками и запахом лаванды, не сильно убеждают. В чем-чем, а гуманизме ни сам режим, ни наиболее зверские его структуры обвинить точно нельзя.
Использование заключенных на тяжелых работах - это вообще-то говоря, каторга в чистом виде. В нашем законодательстве такого вида наказания нет, но зачем усложнять, если всё можно ввести по факту.
И еще один момент, который важен в текущем контексте. В России почему-то есть стойкое убеждение в том, что в стране нехватка рабочей силы. Поэтому и нужны мигранты или вот теперь - заключенные.
Это миф.
В стране катастрофическая нехватка дешевой и даже рабской рабочей силы. Поэтому завозят мигрантов и готовятся использовать заключенных. Вопрос о достойной зарплате гражданам России не поднимается вообще - разве что иногда Путин в очередной раз что-нибудь сморозит, но все прекрасно понимают, что дальше слов ничего никуда не пойдет.
Собственно, вот и вся проблема. Людям не предлагают достойную зарплату, поэтому приходится выходить из положения, импортируя тех, кто готов трудиться за небольшие деньги. Да и теми придется делиться по всей мафиозной цепочке…»
В том же духе высказался и журналист Василий Аленин:
«Пока, конечно, на объектах, где не хватает рабочих и приходится завозить "гастеров". И, безусловно, учитывая, что на дворе 20-е годы уже не прошлого века, зекам обеспечат "новые достойные условия". Но тренд совершенно очевиден.
Кремль постепенно закрывая страну, ощетиниваясь от внешних врагов и раскручивая маховик внутреннего политического террора, должен переходить уже и на соответствующие экономические рельсы.
Иного способа "догоняющего развития" треклятого Запада за всю российскую историю наши кровавые "эффективные менеджеры" во главе государства не признают.
Если этому не противостоять, то, скоро очередной анекдот станет явью, а история повторится в виде фарса.
— А в какой концлагерь нас везут?
— Не знаю, я политикой не интересуюсь…»
Журналисты аналитического телеграм-канала ECWORLD NEWS тоже обратили внимание на «денежный» аспект проблемы:
«Чтобы директор ФСИН отказался от "содержания тюрем" (бюджетные средства), альтернатива должна быть куда более выгодной. Пчелы же не могут быть против меда.
А значит, скорее всего, все обещания про "достойную зарплату" будущим ГУЛАГовцам окажутся лишь обещанием. Например, все мы знаем, как платят в той же Москве мигрантам. А в случае с ГУЛАГовцами ... они, видимо, просто будут расписываться за всю зарплату, а получать на руки процентов 10-20% (откажешься - быстро поедешь на зону).
В общем, с ускорением движемся в рамках концепции бесплатного труда, как двигателя российской экономики будущего…»