Сочи как кнут, Турция как пряник: туризм в России окончательно стал политикой

20 мая 2021, 16:48
Российские власти наконец-то осознали не только экономическое, но и политическое значение туристического рынка.

Как известно, страны Евросоюза достигли соглашения о том, что сделавшие прививку граждане смогут посещать ЕС. Точная дата пока не названа, а в список регламентированных вакцин входят препараты, одобренные Европейским Агентством лекарственных средств (ЕМА). Российский Sputnik-V пока на общеевропейском уровне не сертифицирован, возможные подвижки по этому вопросу (а также признание китайской вакцины) вероятны в середине июня.

Так что можно констатировать, что Европа для российских туристов пока что закрыта. Однако и по другим, более популярным направлениям дело обстоит не лучше. Известно, что властям Турции не удалось убедить Россию отменить полуторамесячный запрет на полеты между двумя странами. И хотя ожидается, что авиасообщение может быть открыто не ранее 15 июня, но точной даты пока нет. Более того, авиакомпания S7 Airlines уже отменила рейсы в Турцию до конца летнего сезона 2021 года из-за неопределенности по данному направлению. Шансы, что российские власти продлят на весь летний сезон запрет авиаперелетов в Турцию, невысоки. Скорее всего, они возобновятся в первой половине июля или раньше.

Аналитики популярного телеграм-канала Незыгарь считают, что полное закрытие российскими властями Турции, где даже в «ковидном» 2020 году побывало на отдыхе почти 2,13 млн россиян (в 2019 году — более 7 млн), а в этом году еще к апрелю было выкуплено свыше 500 тысяч туров, усугубит «отпускную» ситуацию в стране:

«В канун выборов давать еще один повод недовольства властями – закрытие Турции на фоне бешенного роста цен на услуги Черноморского и крымского бизнеса вряд ли будет способствовать росту их авторитета.

В качестве возможной альтернативы называется Кипр, с которым пока нет авиасообщения. Но решение восстановить его будет носить политический подтекст. И может быть принято в качестве некоторой компенсации за отмену турецкого эмбарго.

Особняком стоит Болгария, которая принимает ежегодно до 300 тысяч российских туристов. Явно политическое решение заблокировать полеты связано с рядом недружественных шагов Софии, включая высылку российских дипломатов в знак солидарности с Чехией. Болгария лишится не меньше 300 миллионов «туристических евро». В этом случае действия российских властей оправданы укреплением своего авторитета внутри страны как державы, умеющей отстаивать свои интересы и жестко отвечающий на внешнеполитические выпады на грани оскорблений. К тому же пророссийские силы внутри страны получат дополнительные аргументы для критики действующего правительства.

Ещё одним альтернативным направлением остаётся Египет, но и он имеет сезонный фактор.

Так что проблема летнего отдыха остается весьма острой. Она заключается в том, что оставшиеся доступными российские курорты полноценной замены по соотношению цена/качество предложить не смогут.

Как известно, Крым в 2019 году посетили 7,4 млн наших соотечественников, в 2020 году — 6,3 млн; Краснодарский край — соответственно, 17 и 11,5 млн человек. В текущем году спрос ожидается примерно на «доковидном» уровне, с 15-20%-ной поправкой на падение реальных доходов населения и рост цен, который уже выглядит шокирующим.

Проблема не в «посадочных местах» как таковых, а в их стоимости и санитарно-эпидемиологической безопасности. Так, цена проживания в отелях Крыма и Краснодарского края выросла от 30% до 100% по сравнению с 2020 годом, а недельный отдых на двоих в Геленджике в конце этого июня обойдётся примерно на четверть дороже, чем в отеле аналогичного класса на Лазурном берегу.

Тем не менее, только с 1 по 11 мая Краснодарский край посетили почти 700 тыс. человек — намного больше установленного Оперативным штабом правительства санитарного предела в 200 тыс.»

Уверенность в том, что туризм в России за последние два года стал одной из ключевых тем и внутренней, и внешней политики, разделяют и эксперты канала «Кстати»:

«Туризм сегодня с одной стороны инструмент работы с самоощущением граждан, с другой - козырь в переговорах с «партнерами» и огромный рынок. Власть наконец-то осознала значение этого рынка и в деньгах, и в голосах (о туризме не говорит разве что силовой блок, но лишь пока), но так и не расшила узкое горлышко под названием - конкурентное предложение внутри страны. На это уйдет не менее 2-3 лет, которые можно использовать с пользой, а можно и профукать. Тем временем у туризма как не было, так и нет единого центра принятия решений с расширенными полномочиями. Ростуризм, корпорация по туризму под Правительством, корпорация по Кавказу под Минэком, курорты под Минздравом и др. Если тут должен быть прорыв, то начинать его нужно с грамотной управленческой модели и с пополнения Кабмина новым министерством…»

#Турция #Аналитика #Россия #Туризм #Туристы #Выборы
Подпишитесь