Posted 20 мая 2021, 13:47
Published 20 мая 2021, 13:47
Modified 7 марта, 13:34
Updated 7 марта, 13:34
Пандемия коронавируса постепенно идет на спад, а стало быть, аналитики спешат делать прогнозы на будущее, на то, какими темпами будет выходить Россия из этого неожиданного кризиса. Довольно оптимистичный о перспективах российской экономики в 2021 году делают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), которые считают, что по итогам 2021 года ВВП вырастет на 5%:
«Меры поддержки экономики (рост бюджетных расходов, смягчение денежно-кредитной политики и меры социальной поддержки), запущенные правительством, оказались достаточно эффективными. Контрциклическая политика в совокупности с повышением ценовой конкурентоспособности в результате девальвации рубля и постепенным восстановлением мировых сырьевых рынков сформировали достаточно мощную волну восстановительного роста, экстраполяция которой на II-IV кварталы текущего года и приводит к столь высокой оценке по году в целом».
Основные же риски «в краткосрочной перспективе связаны с разгоном инфляции издержек (что фактически уже произошло) и попытками её сдерживания мерами денежно-кредитной политики».
Однако аналитики Центра макроэкономических исследований Сбербанка (ЦМИ) настроены не так оптимистично в отношении перспектив российской экономики на 2021 год. Коротко их выводы выглядят так:
- По итогам апреля инфляция составила 5,5% г/г. Темпы снизились по сравнению с 5,8% г/г месяцем ранее, но это в основном эффект базы: в апреле прошлого года цены выросли быстрее из-за шока пандемии. Особенно высокие темпы наблюдаются на продовольственные и непродовольственные товары (6,6% г/г и 6,2% г/г), услуги дорожают медленнее (3,3% г/г).
- Скачок цен во многом вызван внешними шоками: ослаблением рубля, ростом мировых цен на металлы, древесину, продовольствие и электронику, проблемами в животноводстве, ограничениями международного туризма. Часть шоков продолжит влиять в краткосрочной перспективе. Кроме того, инфляция распространяется всё шире на волне восстановления спроса.
- Темпы месячного роста замедляются, этап бурного восстановления завершается. По оценке ЦМИ, в марте рост экономики замедлился до 0,2% м/м против 0,6% м/м ранее. В апреле темпы могли снизиться ещё больше, судя по первым косвенным индикаторам.
- Рост потребительского спроса происходит за счёт расходования сбережений и накопления долгов в условиях рекордно низких ставок на фоне снижения доходов населения. Инфляционные ожидания усиливаются, оказывая давление на цены.
А вот эксперты канала Proeconomics считают, что российская экономика возвращается на прежнюю трёхконтурную основу:
- Первый контур – экспортные предприятия и отрасли, живущие отдельно от другой экономики. Заинтересованы в слабом рубле. Этот контур снова начинает подниматься. Здесь же находятся банки, которые и в период пандемийного кризиса чувствовали себя хорошо, а будут – отлично.
- Второй контур – промышленность, завязанная на госзаказ (в т.ч. ВПК, инфраструктурные проекты, ЖКХ), на обслуживание экспортных отраслей (РЖД, электрогенерация и т.п.). В оба контура попадают и агрохолдинги, ориентированные на экспорт. Также заинтересованы в помощи государства (например, субсидировании ставок). В помощь ему и плохой рынок труда – низкие зарплаты не позволяют упасть в отрицательные области невысокой рентабельности.
- Третий контур – потребительский рынок и домохозяйства. Тут в целом выхода из стагнации не видно. Заинтересованы в сильном рубле, в росте реальных доходов населения – этого нет сейчас и нет в планах правительства.