Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Нет ничего нормального вокруг строительства Газпромом «Северного потока-2». Даже стандартная процедура размещения еврооблигаций газовым гигантом вызывает «круги на воде». Надо или нет Газпрому достраивать многострадальный газопровод, и хочет ли он этого?
Готовя проспекты заимствований, компании обозначают свои максимально возможные риски. Обычно финансисты описывают ситуации, вероятность наступления которых часто сродни выигрышу в лотерею, или потопу. Но в том-то всё и дело, что ничего скучного и рутинного с газопроводом по дну Балтийского моря не происходит. Зато всевозможные экономические и политические цунами для "Норд Стрима" случаются с завидной регулярностью. Проект давно превратился в «голодные игры» Европейского континента. История длится уже много лет, поэтому Газпром реагирует на все обострения, которые совпадают с подготовкой очередного размещения, говорит Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований инвестиционной компании «Универ Капитал». Обоснованность слухов связана с тем, что всё уже давно, ещё полтора года назад, должно было заработать, но пока так и не работает:
- Дело вышло далеко за пределы компетенции любого из участников проекта и поднялось на уровень политических договорённостей. Шансы, что "Норд Стрим" не будет достроен, конечно, есть, и ещё больше шансов, что даже если будет достроен, не будет нормально работать, или его работа будет обременена дополнительными ограничениями, например, не больше определенного объёма (не больше половины объёма), либо связанными с тем, что прокачка не должна превышать доли прокачки через украинскую ГТС или ещё какие-то привязки. С точки зрения эксплуатационной, финансовой окупаемости проекта это является дополнительными рисками.
Сейчас на газопроводе работают сразу два судна-трубоукладчика – "Фортуна" и "Академик Черский". "Фортуне" осталось пройти 10 км в датской и немецкой зоне, "Академику" – 75 км в немецкой акватории. Интрига не в том, достроят ли газопровод, а в том, сможет ли Газпром собрать все необходимые сертификаты, чтобы получить разрешение на эксплуатацию. Повторяется история со страховкой работ: те страховщики, которые начинали проект, отказались от него из-за американских санкций, однако это не парализовало прокладку. Значит, нашлись другие, возможно, российские страховые компании, которые взяли на себя риски. Может быть, найдутся и сервисные фирмы, которые выдадут сертификаты. Битва за место на рынке продолжается.
Ведущий аналитик Фонда Национальной Энергетической Безопасности Игорь Юшков уверен, что газопровод будет завершён. Остановить его может только война:
- Должно произойти что-то сверхординарное, чтобы, по сути, европейцы ввели американские санкции, запрещающие оказывать услуги по строительству. Для этого нужен какой-то военный инцидент, что-то очень жёсткое, что-то вроде присоединения Крыма и военного конфликта на Донбассе. В 2014-2015 году по жесткости вводили экономические санкции только по этим двум причинам. Я думаю, что когда в апреле Россия и Украина были на грани, чтобы не схлестнуться ещё раз, это можно было назвать провокацией, чтобы убедить европейцев остановить строительство "Северного потока-2". Сейчас обе стороны подали назад, пошли на деэскалацию и убрали от границы войска. Я думаю, что определенная кулуарная договоренность была достигнута.
Эксперты согласны с тем, что все вокруг строительства политизировано, например, выступления экологов. В Дании экологическая организация подавала иск в суд, и разрешение на строительство приостанавливалось. Но работы в датской акватории не велись. Теперь похожий иск пришел от немецких экологов – с теми же требованиями.
- Все эти экологические моменты, все эти претензии они обсуждаются на стадии обсуждения до того, как проект начинает реализовываться. Сейчас все прекрасно понимают, что это политическая акция, которая к окружающей среде никакого отношения не имеет. Поэтому шансы у экологической организации мизерные, - говорит Игорь Юшков.
Такая игра в кошки-мышки будет продолжаться до последнего дня, поэтому и возникает вопрос: что выгоднее – достраивать или нет? Оптимальный вариант – достроить и постепенно через переговорный процесс вывести газопровод на нормальную эксплуатацию, считают эксперты. Тем более, что остановить "Северный поток" европейцы могут только через санкции. По нынешнему законодательству, другого пути для этого нет. Решение вопроса по принципу «нравится-не нравится» в Европе невозможно. Американцы всё, что могли, уже сделали. Можно, конечно, ввести санкции против выдачи разрешения на эксплуатацию, но тогда это будут санкции против Европы. Администрация Байдена не готова на такие шаги против собственных союзников. Страны, которые выступают на стороне США – Польша и балтийские государства – посылали военные суда к месту прокладки, рыболовецкие корабли торпедировали укладчики – но всё бесполезно. Похоже, что США уже смирились с тем, что "Норд Стрим" будет завершен.
Приход нового трубопроводного газа способствует тому, что из-за выгодной для потребителя цены места для СПГ остаётся намного меньше. Кроме того, на сжиженный газ падает цена. Это невыгодно тем, кто хотел бы продавать СПГ в Европе.
- Кроме США, которым выгодны более высокие цены, теоретически заинтересована Австралия, у которой готова была закупать Польша, лишь бы не у России. Но это экономическое безумие. То есть, у Австралии будут закупать только в условиях очень высокого спроса, чего в принципе быть не должно, только, если они откажутся от атомной и угольной энергии одновременно. Катар – крупнейший игрок на рынке СПГ. Есть ещё и НОВОТЭК. Его программа подразумевает кратное увеличение мощностей в течение трёх-четырёх лет. При благоприятном сценарии, новые дополнительные мощности по экспорту НОВОТЭК могут составить те самые 50 млрд кубометров, - считает Дмитрий Александров.
Против "Северного потока-2" выступают производители и сторонники возобновляемых источников энергии ВИЭ. Газпром торопится завершить строительство ещё летом этого года, до выборов в Бундестаг, потому что противники "Норд Стрима" и большие поклонники ВИЭ Партия Зелёных так или иначе будут в правительстве ФРГ. Если они сумеют поддержать нынешний тренд, то впервые в истории страны у Германии будет «зелёный» канцлер – Аннелена Бербок. Во избежание ненужных дискуссий российскому гиганту нужно ставить новое правительство страны перед свершившимся фактом – трубопровод должен быть достроен. Поддерживая ВИЭ, новые лидеры энергетической политики не могут полностью отказаться от углеводородов, и тогда газ будет меньшим из зол.
- Всё будет зависеть от того, какая логика возобладает. Газ – это углеводороды, а нам надо от них отказаться, или – давайте мы лучше сбалансируем собственную энергетику, потому что зима этого года показала, насколько высоки риски привязывания себя только к возобновляемой энергии, поэтому давайте иметь резервные мощности, которые будут на традиционных энергоносителях, а из них давайте концентрироваться на газе. Тогда это будет играть на руку к завершению строительства «Северного потока», но, опять же, с оговорками, что должна быть социальная ответственность, не должно быть угрозы политической безопасности, независимости Украины и так далее. Тогда достраивается "Северный поток", а для целей безопасности вводятся ограничения для Газпрома и для покупателей, которые будут гарантировать, что не сократится денежный поток для Украины.
Украина в среднесрочной перспективе может стать проигравшей стороной в газовом гамбите. Возобладает силовой подход – и страна в 2024 году может лишиться транзита. Любой другой смешанный вариант транзита через Украину будет рассматриваться как чисто политическое решение. На долю этого газопровода остается порядка 15 миллиардов кубов. Если прокачивать 10 миллиардов, удельные расходы будут несоразмерно большими. Прокачка станет убыточной для украинского НафтаГаза, и тогда Россия и Украина возвращаются к проблеме тарифов. Это неизбежно обострит и без того тлеющий конфликт.
Оптимисты говорят, что от нового маршрута выиграют все. Партнер КПМГ Антон Усов рассуждает так:
- У меня аналогия такая: в советское время строили газо- и нефтепроводы. Тоже в условиях санкционной политики в связи с холодной войной. Можно ли сказать, что от этого пострадала Европа? Конечно, нет! Когда всё хорошо, можно обсуждать. Как только наступает холодная зима, как в Техасе в этом году, нужны резервные объёмы. Поэтому я думаю, что в долгосрочной перспективе с изменением энергобаланса в Европе, переходом к экологичному топливу, а газ – значительно более экологичен, чем уголь, я думаю, что все выиграют.
От "Норд Стрима" однозначно выигрывает Европа. Она заменяет доставку газа по нестабильному маршруту через Украину – с высокой технологической изношенностью и постоянными военно-политическими рисками - на прямую поставку от производителя без вмешательства третьих сторон. Если Европе придётся закупать сжиженный газ, американские производители СПГ поднимут цены на всю производимую в Европе продукцию. Этого европейский бизнес хочет в самую последнюю очередь. Но за полную загрузку "Северного Потока" Газпрому придется побороться. Сколько газа пойдёт в Европу, будут решать не продавец и потребители, а политики – в соответствие с политической конъюнктурой и аргументами, далекими от того, сколько контрактов подписал Газпром. На войне как на войне.