Posted 12 мая 2021, 14:16

Published 12 мая 2021, 14:16

Modified 7 марта, 13:42

Updated 7 марта, 13:42

«Если хочет убить – убьет»: эксперты комментируют трагедию в Казани

12 мая 2021, 14:16
Сюжет
Власть
Блогеры резко критически восприняли призывы чиновников к очередному «закручиванию гаек»

Трагедия в Казани второй день остается главной в повестке российских СМИ и социальных сетей. И особенно – радикальные меры, которые наперебой предлагают чиновники по предотвращению подобных случаев в будущем. Все это страна проходила уже не один раз, и в том числе после такой же стрельбы в керченской школе. Давно понятно, что государство не способно решать такого рода проблемы, а их за последние годы, по подсчетам аналитика Дмитрия Милина, набралось по меньшей мере вот столько:

Резонансные нападения на российские учебные заведения

21 сентября, 2010, Томск. Ученик ворвался в помещения 5, 7 и 9 классов с муляжом автомата.

3 февраля 2014, Москва. Старшеклассник захватил 20 заложников в школе в Отрадном. Убиты педагог и полицейский.

14 апреля 2015, Санкт-Петербург. Ученик 6-го класса ранил педагога ножом.

5 сентября 2017, Ивантеевка (Московская область). Старшеклассник напал на педагога, пострадали 4 человек.

15 января 2018, Пермь. В результате конфликта в школе, переросшую в драку на ножах, пострадали 15 человек.

19 января 2018, Улан-Удэ. Ученик 9-го класса напал на педагога и группу 7-классников.

18 апреля 2018, Стерлитамак. Учащийся коррекционной школы ранил ножом одноклассницу и педагога, а также устроил пожар.

27 октября, 2018, Керченский политехнический колледж. Студент открыл стрельбу и привел в действие взрывное устройство. Погиб 21 человек.

13 мая 2019, Казань. Ученик попытался взять в заложники учительницу и одноклассников

14 ноября 2019, Благовещенск. Студент Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства открыл стрельбу, убит один из учеников.

12 марта 2020, Свободный (Амурская обл.). 18-летний ученик открыл стрельбу из пневматического оружия, ранены 2 школьника

11 мая 2021, Казань. Погибло не менее 8 человек. Оружие у нападавшего было легальным – охотничье ружье марки Hatsan, таким же пользовался «керченский стрелок», устроивший стрельбу в октябре 2018 года, в результате которой погиб 21, пострадали 67 человек.

Как видим, ни малейшего прогресса не наблюдается. Более того, государство буквально собственными руками направило казанского убийцу: по последним данным, его признали годным к службе в армии несмотря на поражение головного мозга. В 2017 году у Ильназа Галявиева диагностировали энцефалопатию. Это заболевание приводит к нарушению функции мозга и деградации личности! Но для военкомата такой диагноз не стал поводом для отсрочки или освобождения от службы. Галявиева должны были призвать в армию этим летом. Там к нему могло попасть оружие, и тогда трагедия произошла бы уже по недосмотру военкомов.

Галявиев жаловался на головные боли ещё в школе, а серьёзные проблемы, по словам родственников, у парня начались прошлым летом, когда он перестал с ними общаться и стал жить отдельно. На допросе Галявиев признался, когда начал ненавидеть людей: «Летом у меня начал пробуждаться монстр».

На этот счет коротко и убедительно высказался аналитик Максим Авербух:

И все же нет сомнений в том, что очередные бессмысленные запреты со стороны властей последуют, поскольку не воспользоваться таким прекрасным поводом они попросту не способны.

К примеру, решат еще усилить охрану школ. Не секрет, что в Казань охраны не было ни в одной школе, поскольку расходы на эту статью вообще не заложены в бюджет этого, одного из самых богатых регионов России. Причем при президенте Шаймиеве охрана все же была, а вот при Минниханове её отменили, - пишет аналитик Борис Мышлявцев. Зато охрана только одной загородной резиденции татарского президента обходится 29 млн в год.

Журналист Михаил Соколов отмечает, что в России более 400 тысяч росгвардейцев и примерно 41 000 школ:

«То есть 10 на школу. Туда их и отправить. Вот и обществу будет от них хоть какая-то польза. Так ведь нет. Ужесточат, не разрешат, ограничат, проверками замучают, запретят...

Как будто не ясно, что люди внезапно смертны, но еще, бывает, они внезапно сходят с ума…»

Впрочем, при нынешнем развитии технологий, и охранники, неприлично огромным числом которых славится Россия, не очень и нужны. К примеру, в школах Чехии, даже в начальных,

у каждого ученика есть ключи-брелки для главной школьной двери, а чтобы попасть в школу кому-то постороннему - домофон с несколькими кнопками звонков в разные кабинеты и переговорными устройствами - как в подъезде многоквартирного дома.

Но особое внимание блогеров привлек новый виток разговоров о возвращении смертной казни и ужесточении правил владения оружием.

По поводу этих планов юрист Юлия Федотова заметила:

«Ужесточение наказания, ответственности, порядка получения оружия, порядка выхода в интернет, порядка осуществления вдохов и выдохов не работает в качестве предупреждения преступности.

Не работает. Точка.

Например, самые жестокие серийные убийцы как раз родом из СССР, где смертная казнь активно применялась.

Если человек хочет убить - убьет.

Если человек одержим - достанет оружие хоть откуда. Коррупцию в лицензирующих органах и чёрный рынок никто не отменял.

Даже если совсем запретить интернет.

Одержимого не остановит ничто. Первоочередная задача - сделать так, чтоб одержимости не возникало…»

Ей вторит журналист Виктор Перельман:

«В основном разум чиновников вращается вокруг мыслей о том, как и кому продавать оружие, как охранять объекты и как выявлять потенциальных массовых убийц и вообще получше следить за населением.

Хотелось бы тут сразу написать верный прогноз: внедрение всего этого не поможет, даже если вы вообще запретите торговлю оружием, включая ножи, обнесёте школы колючей проволокой под током, приставите к каждому подростку по три психолога и четыре военрука отключите интернет и поголовно прочипируете население, колумбайны останутся и их видимо будет только больше, а страдания жертв усугубятся. Просто потому, что для того, чтобы решить проблему надо сначала понять её причины, а не ломиться ограничивать инструментарий совершения преступлений. Вы знаете, почему и зачем подростки убивают сверстников и себя? Каждый раз перед очередной трагедией подростки сообщают это в соцсетях, но вы всё равно так и не знаете. Ну а зачем, действительно, изучать слова слетевших с катушек пубертатов? Они ж все ненормальные, ничего умного не напишут...

Вот сейчас вторые сутки Израиль обстреливают самодельными ракетами, сделанными в гаражах и автомастерских ракетами. Если вы запретите продажу оружия, и подросток не сможет найти его на черном рынке, он посмотрит фильм «Брат» и сделает самострелку сам

а если косорукий, сделает взрывчатку из маминого стирального порошка, а если совсем тупой, то коктейль молотова... И легко протащит всё это через рамки и у вас будут не огнестрельные ранения, а ожоги и извлечения тел из-под завалов. Вы это хотите получить своими умными инициативами?

Потому что в нормальном состоянии человек не идёт убивать всех подряд, а если его довели до решения убивать всех подряд, то такие смешные меры. Так что лучше всё-таки подумать о том, что с ними происходит и почитать, что они пишут перед тем, как отправляются убивать…»

Аналитик Анатолий Несмиян уверен, что существующий в России режим не только не печется об общественной безопасности, но еще и экономит на ней:

«Нужно понимать еще и то, что кризис, перманентно перетекающий в катастрофу, вынуждает режим перераспределять ресурсы. В основном из социальной сферы в сферу поддержания своей устойчивости. Ну, и на очередные авантюры, конечно. Общественная безопасность также секвестируется. Одно дело — хватать протестующих, винтить пикетчиков. На это не жалеют ни ресурс, ни сил. Попробуй выйти перед «Гостинкой» с плакатом — с гарантией через минуту будешь сидеть в автозаке. А тут убийца весело шел к школе, помахивая незачехленным дробовиком (что зафиксировали камеры наружного наблюдения практически по всему маршруту следования) — и никаких попыток остановить. Зачем нужны эти камеры, если они лишь восстанавливают уже произошедшее, но не предупреждают само преступление?

Общественная безопасность — это то, на чем режим экономит. И будет экономить дальше. И больше. А чтобы неудобные вопросы не возникали, сейчас будет море «белого шума» на предмет запрета интернета, ужесточения оборота оружия и прочих шумных, но совершенно бесполезных мероприятий.

Имея такой фон, какой имеем сегодня в стране, даже удивительно, что подобные преступления еще не становятся нормой. Все-таки у нашего народа достаточно бронебойная психика, чтобы выдерживать этот бесперебойный психологический террор...»

Ну и конечно же не обошли вниманием блогеры такого отвратительного явления, как победобесие, активно насаждаемого российской властью. Двадцать лет идёт милитаризация сознания россиян, и особенно, школьников и молодёжи всеми теле- и радиоканалами, постоянные призывы: «можем повторить!», «границы России нигде не заканчиваются» и прочее - все это формирует у молодежи уверенность в том, что с оружием в руках можно делать все, что захочется. Ведь «человек с ружьём» это же герой!

Как пишет журналист Кирилл Шулика:

«Опять начались истерики на тему того, что во всем виноват Интернет и компьютерные игры. А у меня вопрос, а почему это виноваты не "Юнармия" и прочий милитаристский офлайн, который обрушивают на головы детей с помощью пропаганды и якобы воспитательной работы? Во-первых, от детей надо банально отстать. Они не дурнее нас с вами. Во-вторых, воспитание, конечно, дело хорошее, но оно должно быть не военно-патриотическим, а мирно-патриотическим. Тогда, кстати, и популярность стрелялок станет существенно ниже…»

Подпишитесь