Posted 10 мая 2021, 08:19
Published 10 мая 2021, 08:19
Modified 7 марта, 13:45
Updated 7 марта, 13:45
РАМИС ЮНУС, политолог (США)
Различий в подходах очень много, но самая главная состоит в том, что союзники говорят о Второй Мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года, а Россия говорит про Великую Отечественную войну, начавшуюся 22 июня 1941 года. А если добавить к этому предвоенный пакт Молотова-Риббентропа и последовавший затем передел Европы, аннексию Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и советско-финскую войну, в результате которой Советский Союз был исключен из Лиги Наций за развязывание этой войны 14 декабря 1939 года, то получится довольно понятная картина противоречий между будущими союзниками. Достаточно напомнить, что за советское вторжение в Финляндию на СССР было наложено "моральное эмбарго" - запрет на поставку авиационных технологий со стороны США, что негативно сказалось на развитии советской авиационной промышленности, традиционно использовавшей американские моторы.
Возвращаясь сегодня к событиям 76-летней давности и глядя на то, как по разному и экономически и политически живут бывшие союзники, совсем не удивительно то, как по разному многие, и не только на Западе, продолжают и сегодня относиться к недавней истории, потому что противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции были как идеологическими, так и стратегическими.
Это и расстрел польских офицеров и солдат в Катыни, на долгие годы разделивший Польшу и Россию, это и все те в республиках бывшего Союза, кто с оружием в руках боролся против советской власти - мусаватисты в Азербайджане, дашнаки в Армении, эсеры в Грузии, басмачи в Средней Азии, лесные братья в Прибалтике и многие другие. И главный тут вопрос - это вопрос в оценке их деятельности. Если вы за советскую власть, то тогда это все бандиты, если против, то они все герои. И пока в России не произойдет этого болезненного переосмысления своей недавней истории и покаяния перед миллионами загубленных жизней в застенках сталинских лагерей, со всем ее кровавым наполнением, эта огромная страна с ее величайшей культурой, страна Пушкина и Чайковского, Толстого и Достоевского еще не скоро станет понимаема цивилизованным миром. А примером такого покаяния может стать та же поверженная Германия, которая после Нюрнбергского трибунала покаялась за зло, причиненное Гитлером человечеству, и сегодня является флагманом Европы в вопросах демократии.
А чтобы ответить на вопрос: где находится сегодня Россия - победитель и правопреемник СССР, долго думать не приходиться. Для этого достаточно посмотреть отчеты международных организаций в вопросах свободных выборов, свободной прессы, прав человека, коррупции и многих других основ демократического общества. И ответ, я уверен, находится в элементарной плоскости понимания того, что пока в России не произойдет такого же Нюрнбергского процесса по сталинскому режиму, ждать понимания между Европой и Россией в скором времени не стоит. И то, что сегодня вокруг России фактически нет дружественных стран, — результат не каких-то внешних заговоров, а, в первую очередь, собственной близорукой, агрессивной и несбалансированной политики. Именно это должно особенно беспокоить россиян, ибо любой кризис закладывает на годы вперед алгоритм отношений между народами. И никакой суд истории не вернет погибших, не оплатит счета за искалеченные жизни миллионов во Второй мировой войне.