Елена Иванова
В каждом "Гольфе", выпускаемом на заводе в Вольфсбурге, смонтированы несколько тысяч полупроводников, пишет Deutschlandfunk Kultur. Чипы и сенсоры управляют всей автоэлектроникой, они встроены в панель управления. На Фольксвагене специальный штаб, состоящий из 40 человек, круглосуточно организуют поставки чипов со всего мира и перераспределяет имеющиеся запасы на те производства, где отсутствие чипов и сенсоров грозит сорвать важный заказ. И все равно без остановки конвейеров не обходится. Тысячи работников при всех усилиях приходится отправлять в оплачиваемые отпуска. Страдает не только Фольксваген, но и входящие в концерн Ауди, Шкода, Сеат. На апрель концерн недопоставил 100 тысяч автомобилей.
На французском автогиганте Пежо дошли до того, что с конца мая модель 308 будет вместо цифрового спидометра оснащаться аналоговым. Это ли не акт отчаяния! Даймлер, выпускающий Мерседесы, на двух заводах в Германии оправил тысячи рабочих в отпуска. Такая же ситуация и в Корее с Хюндаем, не лучше обстоят дела в США и Японии.
Консалтинговая фирма Роланд Бергер выпустила исследование о причинах кризиса, пишет Süddeutsche Zeitung. Спрос на полупроводники за последние годы сильно вырос, а фабрики по их производству требуют больших инвестиций, поэтому их строят не так быстро. На этот тренд наложились пандемия и природные катастрофы. Итог не утешителен: согласно исследованию, кризис с чипами продлится до следующего года.
В США из-за непогоды не нескольких фабриках про производству чипов отключилось электричество, и линии встали. В Японии землетрясение и пожары остановили работу в особо чистых лабораториях. Но пострадали поставки в основном из-за пандемии. В прошлом году автосалоны были закрыты, весной автопроизводители сокращали производство машин, поэтому изготовители чипов переключились на Apple и Sony.
Фабрики по изготовлению чипов требуют огромных инвестиций. Тайванский производитель чипов TSMC, например, вложит в строящее производство чипов 20 миллиардов долларов.
Кроме того, чипы и сенсоры – продукт глобальный. Производят их в Юго-Восточной Азии, дизайн – в США. Именно поэтому ЕС хочет вкладывать в собственный дизайн и производство. Некоторые концерны думают о прямых связях с производителями чипов. Глава Фольксвагена Герберт Дис собирается отказываться от услуг больших поставщиков автоузлов и электроники, таких, как Бош и Континентал. Чины важны и для перехода на электромобили.
Но как это ни парадоксально звучит – автомобильная промышленность – мелкий потребитель чипов. Доля всех производителей автомобилей на рынке составляет лишь 10%. Поэтому им придется встать в конец очереди – за Apple и Nintendo.
Что касается электроники, автоконцерны сами точно не знают, какие полупроводники используются в блоках их поставщиков. Единых стандартов нет, так это принято сейчас в бытовой технике, игровых приставках или смартфонах. Эксперты говорят, что автопроизводители должны сами вкладываться в производство чипов.
Глава Фольксвагена Дис говорит:
« Мы понимаем, что дизайн компьютера оказывает большое влияние на автономную езду. Мы активно участвуем в разработке новых поколений чипов, используемых для обработки изображения, в таких системах, как MobileEye или Nvidia. Но наверное, мы должны повысить уровень нашего участия».
Тойота известна тем, что ввела новую технологию сборки автомобилей, отказавших от складов и работая с колес со всеми поставщиками, чтобы сократить стоимость каждой машины. Just in time – вовремя – именно так называется ноу-хау. Сейчас от него решили отказаться, и японцы строят склады, где будут хранится чипы и другая электроника.
Немцы рассчитывают, что во второй половине года с дефицитом станет полегче, и тогда Фольксваген запустит дополнительные смены, чтобы собрать долгожданные автомобили, которые заждались покупатели. Их к концу года будет значительно больше.