Posted 3 мая 2021, 17:51
Published 3 мая 2021, 17:51
Modified 7 марта, 13:49
Updated 7 марта, 13:49
968 страниц, 40 глав и более 3000 ссылок – опубликована книга о западногерманской службе разведки БНД, пишет журнал Шпигель. Авторы книги – коллектив историков, работавших по заказу БНД. История получилась нерадостная. В маленьком городке Пуллах недалеко от Мюнхена в штаб-квартире службы десятилетиями заседали шпионы, самонадеянные люди, очковтиратели, бывшие нацисты, которые манипулировали политиками и СМИ. Главный вопрос, на который хотели ответить историки, заключался в том, что знали шпионы о тайных планах Кремля? Что они сообщали о странах за железным занавесом и правда ли, о чем говорил создатель БНД Райнхард Гелен, утверждавший, что им было «известно почти все обо всем происходящем в советском блоке»?
Сколько же было немецких шпионов в Советском Союзе? По состоянию на 1956 год: ни одного. Сколько источников в советской империи, помимо ГДР? Меньше 50. И доверять им было нельзя даже по внутренней оценке самой службы в 1961 году: «Практически все сообщения из глубинных источников имеют неясное происхождение». Разведданные были, соответственно, ненадежными. Согласно БНД, СССР обладал в 1952 году 200 атомными зарядами, в действительности их было только 75. Два года спустя у Кремля их якобы было 300, хотя на самом деле – только половина. В 1955 году шпионы сообщали о 1000 зарядах (их было только 200).
БНД «прозевала» как восстание в Будапеште в 1956 году и снятие Никиты Хрущева в 1964. Историки пишут: «Службе так и не удалось получить существенные сведения о политике и военной стратегии СССР».
Что еще раскопали ученые, узнать не удалось – время от времени на страницах исследования появляются вымаранные абзацы. Поскольку ученые работали по заказу БНД, заказчик имел право не публиковать все, что он посчитал ненужным. Историк Мединг рассказал, что глава по Латинской Америке была сокращена в три раза. Несмотря на это, опубликованное исследование дает возможность взглянуть на работу шпионов. После Второй мировой войны американцы создали организацию Гелена, то, что впоследствии станет БНД. В Москве окопался «враг», и в Вашингтоне верили, что поднаторевшие в войне на уничтожение немцы собрали «особые знания» об СССР.
Платили в Пуллахе более чем щедро, и очень скоро в БНД работали несколько тысяч человек. Немцы очень старались, говорили в США в 1950 году, но получалось у них не очень. БНД сразу после войны с трудом могла вербовать агентов во странах Восточной Европы. В Польше в 1953 казнили двух шпионов, в Венгрии в 1956 году спецслужбы похитили сотрудника БНД, когда тот встречался с информантом на австро-венгерской границе. До сих пор неясно, сколько человек, сотрудничавших с БНД, поплатились за этой своими жизнями.
Чтобы усложнить работу разведкам противника, Гелен постоянно менял названия отделов. В результате в БНД царил хаос. Не имея надежной агентуры в Москве и Варшаве, шпионское ведомство вербовало бизнесменов, переселенцев, перебежчиков, эмигрантов, бывших военнопленных, журналистов, иногда бесплатно, иногда за деньги. Редакции газет и телевидения об этом даже не знали. С 2021 года «Шпигель» запрашивает БНД раскрыть информацию об своих источниках в редакции, но спецслужба молчит. Жалоба издания уже дошла до Высшего административного суда.
Уже в 1955 году разведка призналась в том, что она не в состоянии своевременно сообщить о готовящемся нападении СССР, если это произойдет. Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр был очень недоволен своей внешней разведкой. К тому же, там работали многочисленные бывшие нацисты. Один из них, Вальтер Кайнц, на совести которого было убийство сотен тысяч евреев, с 1951 года работал на балканском направлении БНД. Годы спустя после окончания войны коллеги считали его фанатиком-национал-социалистом. Или бывший гауптштурмфюрер Руперт Мандль, который до 1945 года охотился за партизанами. Его начальник в Пуллахе называл вспыльчивым фанатиком. 20 лет Мандль был агентом БНД на Балканах, в Азии и Латинской Америке.
Очевидно, что убеждения таких сотрудников искажали взгляд всей службы на мир – в БНД царили антикоммунизм и расизм по отношению к славянам, прибалтам, азиатам.
«Вечно вчерашние» говорили об СССР как о «монолите на века». Они даже не могли себе представить, что Запад и Восток могут сблизить позиции. В 1968 году глава БНД Гелен заявлял, что разрядка с Москвой не возможна. Буквально через год канцлер ФРГ Вилли Брандт начал свою восточную политику, которая принесла ему Нобелевскую премию мира.