Из рабства – на свободу: в мае 1957 года Хрущев начал избавляться от колхозов

3 мая 2021, 16:27
3 мая 1957 года глава СССР Никита Хрущев принялся рушить сталинскую колхозную систему, подписав постановление, в котором колхозы по собственному желанию могли преобразовываться в совхозы

Об этой важной исторической дате напомнил в своем блоге журналист Виталий Дробышев. Ни для кого не секрет, что повальная коллективизация вызывала чувство ненависти у советского крестьянства, настолько, что провозглашение этого вида хозяйствования стало одной из главных причин Гражданской войны. Кроме того, все потуги колхозного строительства в странах так называемой «народной демократии», то есть сателлитов СССР, которые он прихватил после Второй мировой войны, закончились провалом.

Блогер разъясняет разницу между колхозами и совхозами, о которой мало кто из городских жителей задумывался в советские времена.

Колхозы были созданы Сталиным для того, чтобы не связываясь с отдельными собственниками земли, выкачивать хлеб из деревень с помощью ставленников власти – председателей колхозов, создание которых к тому же способствовало снижению цен на хлеб в городах за счет рабского труда колхозников. Именно за их счет и произошло то самое легендарное послевоенное снижение цен, которое так восхваляют современные сталинисты. Они забывают еще и о том, что колхозы по сути были рабовладельческими хозяйствами, поскольку крестьяне не имели права на свободное передвижение вне пределов своей деревни без разрешения начальства, у них не было даже паспортов!

Эта система настолько понравилась фашистам, что они сохранили колхозы на оккупированных территориях, чтобы не утруждать себя лишними хлопотами.

Хуже всего складывалась ситуация для крестьян в зерновых колхозах, поскольку власти постоянно снижали закупочные цены, удешевляя хлеб, а его производители буквально нищенствовали. А вот на Кавказе было получше, поскольку там выращивали в основном виноград, чай и цитрусовые, - а их государство закупало по завышенным ценам, так что тамошние крестьяне жили порой богаче, чем партийные деятели. Да и руководители кавказских колхозов часто прикрывали своих тружеников, создавая колхоз на бумаге, тогда как на самом деле это было товарищество по совместной обработке земли независимыми крестьянами, которые делили доходы по своему усмотрению.

А что же совхозы, которые создавались параллельно с колхозами. Колхозники просто мечтали туда попасть, поскольку разница была очень существенной.

  • Если колхозники работали бесплатно, за некие «виртуальные трудодни», за которые они после продажи урожая государству по твердым ценам получали очень небольшую зарплату, то рабочие совхозов считался обычным наемным работником, получая стабильный доход.
  • Если колхозники сами оплачивали своих надсмотрщиков-руководителей, поскольку были пайщиками собственного колхоза, неся расходы на его функционирование, закупку техники, топлива и всего остального, то в государственных совхозах рабочие ничего этого не платили.
  • Если колхозники были прикреплены к земле, не имея права без разрешения уехать из колхоза, даже на учебу или работу в город, то совхозники обладали полной свободой передвижения, заключая трудовые договоры, которые могли в любой момент разорвать и уехать. У колхозников не было паспортов, а у совхозников, как и у всех других советских граждан – были.
  • Колхозники в случае, если они не выработают минимальное количество трудодней высылались на спецпоселение как «паразиты». (Хрущев сам имел отношение к таким мерам, когда руководил Советской Украиной), зато совхозники за невыполнение плана могли разве что уволить.

И вот когда умер Сталин, власти стали ослаблять колхозные путы, снижать налоги на приусадебные участки (колхозники с них и кормились, так как денег за трудодни катастрофически не хватало), а кроме того упразднили и налоговые выплаты по трудодням.

И вот 3 мая 1957 года вышло Постановление Совмина СССР «О порядке передачи колхозного имущества при преобразовании колхозов в совхозы», что ознаменовало собой настоящую революцию – начало разрушения ненавистной системы колхозов.

Теперь крестьяне сами на собраниях могли решать, превращать ли свой колхоз в совхоз со всеми вытекающими отсюда преимуществами. В случае, если простое большинство голосовало «за», то колхозное имущество превращалось в совхозное, а выплаты за трудодни брало на себя государство. Ну и приусадебные участки тоже сохранялись.

Этой опцией в первую очередь воспользовались крестьяне из бедных, зерновых колхозов, начав получать уже не копейки за трудодни, а стабильную, хотя и невысокую зарплату. Зато и долги колхозов списывались, по мере превращения колхозного имущества в совхозное.

Это процесс самым активным образом проходил при Хрущеве, а вот при Брежневе замедлилось, поскольку и в колхозах отменили трудодни, заменив их зарплатой, и стали выдавать паспорта колхозникам. Разрешили колхозам определять самим размеры приусадебных участков и количество личного скота, который могли содержать колхозники. Все вместе это привело к уравниванию колхозников и совхозников, так что потребность в смене формы хозяйствования отпадала сама собой. В итоге, и к 1980-м годам совхозами стала треть бывших колхозов.

#Общество #Новости #Сельское хозяйство #Власть и народ #СССР
Подпишитесь