Эдгар Берет - писатель, путешественник, актер, автор книг, посвященных гастрономии, путешествиям и языкам. По происхождению венгр, но живет в Румынии, а увлекается казачьей культурой и Россией, с детства влюбившись в русскую литературу и впитав в себя дух российского казачества.
Гаянэ Mooр
- Где вы родились, где учились?
- Я родился в Румынии, в Трансильвании, в старом немецком городе Сигишоара. Мой отец был ветеринаром, а мать учителем и переводчиком. Я получил только школьное образование. Я всегда интересовался языками, я часто менял школы, чтобы изучить языки, на которых специализировались эти школы, используя все возможности для того, чтобы выучить новый язык. Моими учителями были простые люди и улица, я многое брал оттуда. Путешествовал в разные страны (больше сорока) и изучал тамошнюю жизнь, общаясь и с образованными, и с простыми людьми. Но высшего образования не получил, так как понял, что это мне не интересно.
- А когда возник интерес к казачьей тематике?
- Я очень часто бывал на Украине и в Молдавии, увлекался Советским Союзом, а русский язык начал учить в школе. Первое соприкосновение с казачьей темой произошло в 9 лет, когда я прочитал Шолохова и Бабеля. У моего родственника было что-то вроде заброшенной фермы, в которой хранилась и старая казачья шашка. Я долгие годы на нее смотрел. Несколько лет назад я начал заниматься с ней. Посещал казаков в России и на Украине, и постепенно узнал о них все. В Одорхею-Секуеск я являюсь единственным казаком венгерского происхождения. С недавних пор начал устраивать и встречи между казаками и гусарами.
- Какими видами оружия вы еще владеете?
- Мечом, кинжалом, нагайкой, шашкой… Изучал боевые искусства и в Японии.
- Что вы ощущаете, когда берете в руки шашку?
- Свободу, силу, огонь – все. Последние три года я упражнялся с ней ежедневно, но теперь мне нужно купить новую шашку, чтобы возобновить тренировки, поскольку старую пришлось продать
- Где вы обучались этому?
- Нигде. Я самоучка, просто стал копировать то, что видел. Позже я разработал собственную теорию работы с шашкой, и написал об этом книгу - более 200 страниц с иллюстрациями.
- Многие современные мужчины утверждают, что шашка – это не актуально.
- Да, знаю, ведь сейчас есть другое оружие. Но я не собираюсь никого убивать. Я занимаюсь этим, как искусством, а оно очень похоже на японскую катану - высокоразвитое боевое искусство. Оно ценно не только для России, но и для всего мира, для всех, кто ценит историю.
- Получается, что вы сочетаете и оружие, и язык, и костюмы…
- Да, я собираю этакую мозаику из языка, еды, музыки, одежды.. Я люблю и русскую музыку, и литературу, и историю, особенно периода Гражданской войны, но и эпоху царской России тоже. Чтобы лучше понять какую-то эпоху российской истории, нужно понимать и чувствовать характер казаков. Что они носили, чем занимались? Как жили простые русские казаки, какие чувства у них возникали, когда они брали в руки шашки? Это ведь не просто изделие из металла. Только так можно понять характеры героев любимых романов.
У меня есть и их одежда, я ем русскую еду, читаю русских классиков, слушаю русскую музыку, общаюсь с русскими, хочу понять русский дух. Для этого нужно и увидеть места, в которых они живут, и тут недостаточно просто учить язык. А я люблю русский язык, его музыкальность, его выражения. Люблю, когда возникают разные ситуации и возможности что-то сказать и объяснить на этом языке. Нужно проникнуть вглубь языка и культуры. Обычно люди обычно берут только верхушку материала, и не доходят до глубины, они никогда не поймут, что внутри. Я предпочитаю изучать темы именно изнутри.
- Что с вами происходит, когда вы надеваете казачью одежду? Что вы ощущаете?
- Ощущаю себя абсолютно другим человеком. Я могу изменить звучание своего голоса. Очень трудно объяснить, что я чувствую. Я работаю актером с 25 лет и могу быть разным. Могу быть немцем и передать этот характер, и русским могу быть. Я ощущаю много разных душ в себе. Я подобен хамелеону. Могу адаптироваться к окружающей среде, в том числе и к языковой. Например, когда я был на Украине, я делал все, что делали местные: ел ту же самую еду, одевался, как они и разговаривал на их языке. Я принимал все, что было важно для народа и никогда не пренебрегал их ценностями.
Коммунисты многое разрушили, но я не фокусируюсь на этом. Я всегда ищу то, что хорошо, красиво, полезно. Ведь историческое наследие России, это еще и наследие всего мира. Иностранцы не должны игнорировать русские шахматы, русский балет, русский хоккей и русскую литературу – все признают, что это прекрасным.
Гораздо лучше любить и изучать русский балет, к примеру, чем из-за по политическим причинам отрицать русскую красоту. Давайте учиться у русских шахматному искусству, они же играют лучше нас! Русское наследие важно и ценно для всего мира, а не только для меня.
- Получается, что вы как бы транслируете всему миру эту культуру, надевая одежду, практикуя боевое искусство…
- Да. Вы можете взглянуть на мои фотографии. Если я надену кавказскую папаху, я вылитый чеченец, если надеваю одежду другой нации, я превращаюсь в представителя этой нации. Меня спрашивают, есть ли у меня в роду русские. Я отвечаю: русских в роду нет, но я хотел бы быть русским. Я могу себя идентифицировать с русскими. И дело не в том, что я русофил, смысл в другом: когда я надеваю казачью одежду, и беру в руки казачье оружие, я начинаю мыслить, как казак.
- Как бы вы могли описать «русский дух»?
- Это трудно сделать, поскольку русская душа связана с землей. Мать-земля… Чтобы понять русский дух, нужно осознать факт связи с землей. Думаю, что неким символом здесь выступает черный хлеб. Толстой часто говорил о том, что русские должны жить в гармонии с природой. Истинно русскому человеку невозможно жить в большом городе, копируя моды, пришедшие с Запада.
Кроме того, русские люди не способны быть индивидуалистами, жить в одиночестве, как это, к примеру, принято в Европе. Они живут в обществе, в первую очередь, в семье, им нужна семья, причем, большая: муж, жена, дети, бабушки и дедушки. В этом русская душа.
- Современные русские теряют свою национальную идентичность. Что вы можете им посоветовать?
- Идти обратно в историю, в деревню. Лучше быть необразованным, но с чистым разумом и душой фермером, чем жить в больших городах. Если раньше, во времена царской России русские перенимали с Запада много хорошего, то сейчас молодежь берет самое плохое. Поэтому лучше быть фермером, возрождать фольклорную музыку, ремесла, резьбу по дереву, а не быть в мегаполисе рабом какой-то ерунды, навязанной Западом. Ну или служить искусству - музыкантом, художником, танцором и так далее. Среди русских много гениев.
- Знаю, что многие ваши сограждане не проявляют интереса к России, даже негативно относятся к ней.
- В моем роду было такое предположение, будто мой отец - сын русского солдата, который изнасиловал мою бабушку. Но все говорили моему отцу, что он «бастард». Но это просто слухи, и я не знаю, насколько он достоверен. Здесь быть казаком сложно, русских тут не любят, их ассоциируют с коммунистами. Кстати, у нас в городе есть русское кладбище, где похоронены солдаты, погибшие во время Второй мировой войны. Я за ним ухаживаю…
Но люди часто называли меня предателем, а я отвечаю им: «Да, русские солдаты были здесь. Возможно, они были пьяные и изнасиловали местных женщин. Но все же это были люди, а не собаки. У них были матери, которые ждали их дома…». Когда я убираюсь на этом кладбище, то думаю об этом… Давайте просто уважать это материнское чувство. Я не хочу умереть где-то в поле, чтобы со мной, как с этими солдатами, обращались как с собакой. Это неправильно.
Ясное дело, что врагов мы убиваем, но надо отдать честь убитому врагу. Именно в этом наша духовная сила. Только смелый мужчина способен проявить уважение к мертвому врагу. Большинство же обращаются с трупами врагов как с мусором…