Posted 29 апреля 2021,, 07:26

Published 29 апреля 2021,, 07:26

Modified 25 декабря 2022,, 17:20

Updated 25 декабря 2022,, 17:20

Вечно мертвая зона: почему нет жизни в российских портах

Вечно мертвая зона: почему нет жизни в российских портах

29 апреля 2021, 07:26
В отличие от портов приморских городов любой страны мира, в российских царят бедность и запустение.
Сюжет
Граница

Еще 7 лет назад известный публицист Аркадий Бабченко опубликовал крайне интересные наблюдения за одним из диких российских парадоксов - жизнь портовых городов страны. В числе прочего, Бабченко писал:

«Каждый раз, когда я приезжаю в российский портовый город, меня поражает одно и то же обстоятельство. А именно — рыбный порт. Казалось бы, море, портовый город, корабли, рыболовство, ярусоловы, лебедка тянет трал, прокопченные солеными ветрами мужики… Во всяком случае, любой портовый город за границей выглядит именно так. В четыре утра половина мужского населения приморских городов садится на свои лодочки, выходит в море, закидывает сети и в семь уже продает свой улов на рыбном базаре.

Приморские города живут морем. Туризмом, рыболовством, флотом, танкерами, сухогрузами, контейнеровозами, лайнерами, круизерами, паромами, яхтами, яхточками, корабликами, лодчонками, барками, карбасами, катерами, прогулочными аквариумами, стоянками, пирсами, причалами, крабами, макрелью и треской. На Ла-Манше движение как на Тверской в час пик. Это естественно. И самые оживленные места в портовом городе — это рыбный базар и порт…»

А что же у нас? – задался вопросом Бабченко. У нас картина диаметрально противоположная, порт в России – это всегда пустое, мертвое место, куда ничего не заходит, где ничего не стоит на рейде и никто не арендует стоянку:

«Здесь не играет на круизных лайнерах музыка. У пирса нет ни одной идущей с Бермуд на Камчатку частной яхты. Здесь не кипит разгрузка утреннего улова. Не идет погрузка пассажиров на прогулочные кораблики…»

В российских портах нет ничего, кроме таможни и эфэсбэшников, - с грустью констатирует Бабченко, и добавляет:

«Да вы и не сможете попасть в порт. Это запретная территория. Страшная военная тайна…»

Публицист описал свои впечатления от порта в Мурманске, однако, везде по России картина одна и та же, от Калининграда до Владивостока. В наших портовых городах портов как бы не существует. А в том, что называется этим словом, нет ни бизнеса, ни даже рыболовства. В отличие от любой страны мира, в российских портах невозможно даже купить свежую рыбу…

С той публикации прошли 7 лет, и ровным счетом не изменилось ничего, а скорее всего стало еще хуже, еще секретнее.

Совсем недавно «Новые Известия» сообщили о том, что у западных ворот России – в морском порте Выборг запрещен проход маломерным судам. Таким образом фактически прекращено морское сообщение России со странами Евросоюза для физических лиц. И такая ситуация повсеместна!

Вот что пишет по этому поводу публицист Алена Лейко, добавляя других подробностей из приморской жизни России. Ведь не секрет, что под предлогом «государственной безопасности» власти территорий вдоль берега морей, омывающих нашу страну, идут на прямое нарушение закона. Они не только ограничивают, а запрещают свободный доступ к берегу граждан страны. Причем часто, за колючей проволокой скрываются вовсе не пограничные военные объекты, а виллы олигархов…

«Много раз писала о точно таких же впечатлениях, путешествуя по миру и России. Обидно, злость берет — ну почему?! Почему порт в Новороссийске, это несколько километров колючки над трехметровым забором, куда мышь не проскочит? Почему бы не пройти морем за полчаса через Цимесскую бухту, а надо пилить, петляя по осыпающемуся серпантину, несколько часов на пути в Геленджик и далее?

Почему свежеотстроенный порт Сочи это место, откуда отправляется регулярно лишь один (!) (в Сочи!!) прогулочный "лайнер" густоржавого цвета, тот самый, что ходил до Гагр еще при СССР? На котором за час пути сдерут с каждого не меньше тысячи. Перемножаем на количество желающих (нельзя же, побывав у моря обойтись без единой морской прогулки!) получаем немаленькую сумму. Но на покраску корабля деньги явно не пойдут. Почему? Наверно, откаты большие берут держатели порта.

Кстати, в перестроечные годы катеров и лодочек здесь было полно, любые прогулки по желанию. Но это же беспорядок, так каждый начнет зарабатывать на свой карман — как уследишь! Вот и не зарабатывают.

Про "поесть свежей рыбки" все всё тоже понимают. В морском ресторанчике на набережной Геленджика, Кабардинки, Туапсе креветка, стопудово, будет из заморозки, к бабке не ходи…»

Сравнивая жизнь двух соседних приморских городов, расположенных по разные стороны российско-норвежской границы – Мурманская и Киркенеса, Бабченко пишет:

«Тут — середина индустриального периода, там — информационное общество. Тут — закабаление, там — свобода. Тут — бедность, там — благополучие. Тут — темно, там — светло. В прямом смысле. А на российской стороне фонари есть только около заставы. Тут — пустые дороги, там — трафик. Тут ни одного домика и выжженная земля в приграничной полосе, там — первый же домик встретился сразу, в ста (!!!) метрах после КПП! И дальше домики уже не прекращались. Уровень владения территорией просто поражает.

Грустно всё это, очень…»