Пандемия и работа: как изменился рынок труда за один год

24 апреля 2021, 16:33
Пандемия повлияла на многие аспекты рынка труда в России. Опросы показывают, что россияне стали реже менять работу, опасаясь потерять ее первыми после перехода. Каждый второй занятый говорит об эмоциональном выгорании после 2020 года. Денег стало тоже меньше, и работники волнуются за финансовую стабильность фирм.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

2020 год тяжело дался трудовому населению России, говорят исследователи трудового рынка. Согласно опросу, поведенному агентством «Хедхантер» и медицинской компанией «Доктор рядом», больше половины работающих россиян находятся в состоянии эмоционального выгорания. Две трети стремятся тратить на работу как можно меньше времени, а каждый третий жалуется на самочувствие. Эти цифры совпадают с результатами исследования, говорит руководитель службы исследований и аналитических проектов hh.ru Мария Игнатова:

- Каждый второй выполняет задачи на автомате, каждый четвертый задумываются о смене работы или профессии. Наиболее высокому уровню стресса подвержены журналисты, работники креативной индустрии и врачи, а также работники страховой и туристической отраслей.

Пандемия и трудовой рынок

Эти данные подтверждают другое исследование рынка труда Randstad Employer Brand Research, проведенное независимой исследовательской группой Kantar по заказу компаний Randstad и ANCOR. Оценить данные опроса о том, что 25% планирует поменять место работы до конца года, достаточно сложно, говорит директор по продажам и маркетингу стаффинговой группы ANCOR Наталья Щербакова:

- Важно отметить, что в прошлые годы эта цифра составляла около 30%, т.е. мы наблюдаем тенденцию к уменьшению этого показателя. Кризис заставляет людей относиться более консервативно к смене работы, люди не очень хотят менять работодателя ввиду того, что ситуация на рынке может ухудшиться и тогда «последний принятый станет первым уволенным». Оценить, много это или мало - 25%, сложно сказать однозначно, все относительно. К тому же следует учитывать, что «хотеть сменить» работу, это еще не значит сменить ее.

Тем не менее, согласно тому же исследованию, половина от 25% уже перешли на новую работу за последние 6 месяцев, поэтому этот показатель не кажется только отражением желания перемен. В проведенном опросе приняли участие 13842 человека. По полу, возрасту, уровню образования, занятости и региону проживания данная выборка отражает трудовое население России.

За время пандемии у 4 из 10 человек так или иначе изменился статус занятости, говорят исследователи. 36% всех опрошенных были отправлены в отпуска, в простой или уволены.

Многие стали больше или меньше работать. Больше всего увольнений из-за ситуации с COVID-19 пришлось на менее защищенные группы занятых: женщин и молодых людей от 18 до 24 лет. Это сказалось на лояльности сотрудников в отношении работодателя. 20% стали более лояльными, 34% потеряли к нему доверие. Поэтому среди пострадавших от пандемии желание сменить работу в полтора раза выше, чем в среднем по рынку.

- Можно говорить о том, что значительная часть сотрудников, планирующая сменить работодателя, столкнулась с ухудшением условий работы. Например, увеличилось количество обязанностей при том же уровне компенсации или снизилась заработная плата, - констатирует Наталья Щербакова.

За длинным рублем

Согласно исследованию Randstad Employer Brand Research, на новом месте работы соискатели надеются найти лучшую оплату труда, или больше денег, что неудивительно. После повышения зарплаты главным для людей стала финансовая стабильность – своя и предприятия. Далее следует приятная рабочая атмосфера, карьерный рост и интересная работа.

Желание получать больше денег говорит не о жадности нашего народа и его погоне за богатством. Причины более прозаические. Согласно результатам опроса крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и финтех-компании «Деньги Вперед», из 3698 опрошенных каждый четвертый признался, что его зарплата не покрывает основные нужды. У 4 из 10 респондентов дохода едва хватает на необходимый для жизни минимум. Только 36% участников опроса подтвердили, что их зарплата покрывает основные потребности.

Больше всего денег – 62% - опрошенные тратят на питание. Треть уходит на аренду жилья и выплату ипотеки. Коммунальные платежи составляют 27%, на выплату кредитов идет пятая часть заработанного.

Половине опрошенных (46%) до следующей зарплаты не хватает 20 тысяч рублей, 44% респондентов занимают до получки от 10 до 20 тысяч рублей, каждый десятый – от 5 до 10 тысяч рублей ежемесячно.

Даже работающие люди в нашей стране вынуждены отказываться от многого: 75% не позволяют себе путешествий и покупку новой одежды и обуви. 71% жертвует интересным досугом, у 42% нет денег на платную медицину и лекарства. Каждый третий экономит на образовании.

- В целом по РФ предлагаемые зарплаты выросли на 6%, по сравнению с 2019 годом, или в среднем на 2500 рублей, а соискатели, вынужденные снижать свои зарплатные ожидания для повышения шансов быстро найти работу, оказались еще скромнее - в среднем, они просили на 2350 руб. больше, чем в 2019 году. Таким образом, нехватка денег до зарплаты, к сожалению, является привычной экономической реальностью большинства россиян и остается основным фактором смены работы, - говорит Мария Игнатова.

Очевидно, что у двух третей работающего населения страны никаких накоплений нет и в помине. Помогает общинное сознание – абсолютное большинство занимает деньги у друзей и родственников. Треть оформляет кредитную карту в банке. Реже всего работники обращаются к работодателю за займом в счет зарплаты или берут кредиты в банках или микрофинансовых организациях наличными.

Понятно, что люди не могут жить с протянутой рукой, поэтому четверо из пяти ищут более высокооплачиваемую работу. Половина не сидит на месте и переучивается, чтобы найти работу в новой сфере. Каждый третий ищет возможности пройти повышение квалификации или переквалификации на текущем месте работе. Каждый пятый, в основном, мужчины, пытаются заработать на инвестициях.

- Полученные цифры пугают – каждому четвертому россиянину не хватает зарплаты на основные нужды. При этом получить необходимое для смены работы дополнительное образование ввиду нехватки средств люди тоже не могут, и как разорвать этот замкнутый круг – непонятно. На мой взгляд, поможет развитие социальных инициатив – бесплатное дополнительное образование, повышение квалификации, помощь в смене карьерного пути и организованная работа над повышением минимального базового дохода, – считает Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании "Деньги Вперед".

Не хлебом единым

2020 год внес свои коррективы в представления россиян о хорошей работе. Помимо достойной оплаты труда, для более чем половины работников важны удобное рабочее место, оснащенное всем необходимым, возможности карьерного роста и оплата сверхурочных. Чем старше работники, тем важнее для них добровольное медицинское страхование.

- За 2020 год для соискателей стало менее важно, чтобы работодатель предоставлял корпоративные абонементы на фитнес, а также снизилась доля тех, кому важен уютный офис — сказался режим самоизоляции и переход на дистанционную работу. Зато увеличилась доля тех, кому важен гибкий график работы — с 39% до 42%, - говорит Мария Игнатова.

Наталья Щербакова из стаффинговой группы ANCOR добавляет, что теперь немаловажную роль играет репутация работодателя. За 8 лет исследований такой фактор, как финансовая стабильность компании, сравнялся по важности для россиян с хорошей оплатой труда:

- Те компании, которые вели себя ответственно – не сокращали зарплаты, заботились о здоровье и безопасности персонала, предоставляли условия для комфортной работы – в конце концов выиграли, т.к. получили более лояльный персонал. Об этом говорят и цифры исследования. Если раньше работу хотели сменить треть респондентов, теперь это 25%. И на это изменение повлиял не только страх остаться без работы в условиях кризиса, но и повышение уровня лояльности к текущему работодателю.

Как искать работу

На рынке подбора работы чаще всего люди находят новую работу на работных сайтах в Интернете, говорит Наталья Щербакова. На втором месте – старые добрые личные связи. Однако будущее – за цифровым поиском работы.

- Как раз главной трансформацией рекрутинга из-за пандемии и массовой удаленки стал перевод всей воронки найма, от поиска кандидатов до выставления оффера, «в цифру». Если поиск, отклики и приглашения были в онлайне задолго до пандемии, то массовый перевод интервью в онлайн – специфика этого года. В частности, мы в hh.ru еще в начале мая 2020 первыми на рынке запустили сервис видео-собеседований, понимая, что этот формат из-за своего удобства и потенциала останется с нами надолго, - делится своими впечатлениями Мария Игнатова.

Еще прошлой осенью hh.ru провели опрос среди своих клиентов, чтобы понять, сколько компаний пользуются инструментами диджитализации и автоматизации процессов отбора. Выяснилось, что в Москве так подбирает персонал каждый третий работодатель, по России эта цифра ниже – 23%. То, что все процессы рекрутинга будут оцифрованы, сомнений на рынке нет. Вопрос только когда и в какой форме. Обучение и тренинги по адаптации к новой работе давно проходят в онлайне, процесс оформления и учета тоже подтягивается. Следующий шаг – интеграция всех процессов в полный цикл. На рынке надеются, что это поможет сделать подбор персонала более удобным и для самих работников, и для бизнеса.

Однако это, при всей важности, вопросы техники. Самый главный вопрос – повышение зарплаты и располагаемых расходов – цифровизация трудоустройства не решит. Это более глобальный вопрос, который зависит от развития экономики и темпов ее роста. Для этого требуются новые рамочные условия и вклад государства.

#Аналитика #Зарплата #Россия #Работа
Подпишитесь