Киноман Екатерина Широкова сообщила в своем блоге о том, что в сети «Живой Журнал», в связи с приближением очередной годовщины 9 мая проходит хешмоб #образывойны, расскажите о Великой Отечественной войне, о самых важных или очень личных её страницах. В связи с этим блогер решила посмотреть наконец фильм «Зоя», вышедший еще в прошлом году (режиссёры Максим Бриус, Леонид Пляскин), и немало удивилась. Широкова напомнила, в чем состоял подвиг Зои Космодемьянской. Девушка получила приказ сжечь следующие несколько населенных пунктов, занятые фашистами под Москвой. Её поймали с поличным свои же предатели и сдали врагам, которые попытались заставить девушку выдать все, что она знает о партизанах, но та не назвала даже своего имени.
Сути ее подвига, по мнению автора, даже тогда поняли не все, так что хозяйка одного из подожжённых домов даже палкой ударила плененную партизанку.
«Моя хата с краю, это называется – пишет автор. - Вообще не важно, что фашист творит с остальными советскими людьми — лишь бы конкретно меня не трогал. Раньше думала, это так, отдельные глупцы или трусы, не способные понять, что стояло на кону и какова цена проигрыша в той войне...»
Это говорит о том, что обыватель не способен понять, что такое война.
А что же показано в фильме? Оказывается, что его авторы творчески дополнили историю Зои. Широкова приводит несколько примеров этого:
- киношная Зоя записывается добровольцем из-за личной мести за своего парня;
- Зоя в фильме задание вообще не выполняет — нет сгоревших домов, зато своё имя она немцам старательно сообщает;
- полицай здесь девушку сначала отпускает, но та дерётся, приходится уже повязать настойчивую партизанку;
- фашисты мучают Зою скорее от экзистенциальной скуки;
- отдельные очень добрые и вдумчивые немецкие офицеры мечтают как-то спасти Зою, но та абсолютно бессмысленно упирается;
- партизан случайно... намочили немцы, когда за угол ходили...»
Зачем вот это всё? – спрашивает автор, ведь Зоя прекрасно знала, на что идёт — их сразу предупредили о предполагаемых 95% потерях личного состава. И добровольцев ещё и отбирали из большого числа желающих.
Если авторы фильма плохо поняли и не показали причины поступка Зои Космодемьянской, то почему на этот шлак государство выделило деньги? Может быть, они не знали, что получится, а потом сами ужаснулись, да денежки уже тю-тю? Нет, у них всё аккуратно сошлось. Культура в лице Мединского успокоила — госсубсидии на фильм «Зоя» (60 млн) оказались меньше, чем результаты проката (сейчас 72 млн). Кстати, всё равно в минус, потому что общий бюджет кино 95 млн, но не суть. Получается, раз условно отбили бюджетные бабки, то можно уже выдыхать спокойно?
А вот меня, например, не устраивает, что такое показывают отечественному зрителю. Что за издевательство над одной из самых памятных и героических страниц ВОВ? Доколе?!»
Между тем, «Новые Известия» уже обращались к этой теме, когда фильм только что вышел на экраны, и привели несколько других мнений о нем. В примеру, сетевой аналитик Дмитрий Милин придерживается диаметрально противоположной точки зрения и уверен, что поднимать тему подвига Зои Космодемьянской – это не хороший ход властей. И вот почему:
«Диверсионная группа, в которой была Космодемьянская сжигала дома в лютую зиму 1941/42 года, оставляя советских граждан без крова и обрекая на смерть. Сейчас об этом пока не готовы говорить, но большая часть из 18 млн погибших гражданских советских людей была убита советскими властями тактикой «выжженной земли», чем и занимался отряд, в котором была Космодемьянская.
Тактика «выжженной земли» — метод ведения войны, при котором отступающие войска проводят полное и широкомасштабное уничтожение всех жизненно важных для врага запасов (продовольствия, топлива и т. п.) и любых объектов промышленного, сельскохозяйственного, гражданского назначения с целью не допустить их использования наступающими противниками.
Термин «выжженная земля» применяется только к боевым действиям, в ходе которых отступающие войска уничтожают объекты, имеющие первостепенное значение для противника. Тактика «выжженной земли» запрещена статьёй 54 Протокола № I Женевской конвенции 1977 года. Боевое задание группы Зои Космодемьянской было таково: «сжечь 10 населённых пунктов (приказ т. Сталина от 17 ноября 1941 г.): Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачёво, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения — неделя».
Имелся в виду приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов на оккупированной территории.
Милин приводит в качестве аргумента следующую цитату из «Отчёта о выполнении приказа "Гнать немца на мороз!"»:
«Уничтожение продуктов при отходе, требование "гнать немца на мороз" поджогом населённых пунктов, в которых они размещались, много помогло оккупантам. Они вели пропаганду о том, что всё это делается советской властью потому, что она уже не думает возвращаться, иначе зачем уничтожать то, что может сохраниться для использования при возвращении?…
Больше того, требование об уничтожении невывезенного хлеба и угона колхозного скота способствовало привлечению на сторону врага людей, потерявших веру в победу Красной армии, особенно родственников пострадавших в ходе репрессий при коллективизации...»
Илья Григорьевич Старинов (20 июля 1900 — 18 ноября 2000, Москва) — советский военный деятель и педагог. Разведчик-диверсант, организатор партизанского движения, полковник (1938)...»
Не прошел мимо новой «Зои» и известный журналист и публицист Александр Невзоров, уверенный, что образ этой героини не годится для увековечивания подвига, и именно поэтому картина провалилась в прокате:
«И вот подъехала эта история с фильмом «Зоя». Это чудовищный провал в прокате. Понятно, что Мединский снес свое очередное тухлое яичко. Военно-историческое общество представило этот фильм. И понятно, что это пропаганда за сколько-то там сотен миллионов. Она провалилась, потому что в первый же уик-энд она дала какую-то ничтожную цифру…
Мне интересно, почему проваливается пропаганда. Понятно, что выбрана очень неудачная фигура, которая категорически не годится на увековечивание. Потому что вот здесь не войти в конфликт со здравым смыслом, прославляя Зою Космодемьянскую, фанатичную сталинистку, которая исполняла приказ №428, который позже был признан преступным приказом – это уничтожение русских деревень либо с людьми, либо с обречением этих людей на смерть, потому что зима, минус 17, и ничего кроме голодной и холодной смерти. И люди эти виноваты только в том, что драпавшая сталинская армия бросила их на произвол судьбы и оставила в оккупации. И, скажем так, поступки этой особы предлагаются как подвиг...»