Posted 23 апреля 2021, 07:09
Published 23 апреля 2021, 07:09
Modified 7 марта, 13:59
Updated 7 марта, 13:59
Ирина Мишина
Начиная с 2015 года семья Андрея Антонова регулярно путешествовала на небольшой парусно-моторной яхте «Киви» из Петербурга в Эстонию и Финляндию. Участвовали в спортивных соревнованиях, в парусных регатах, просто ездили погулять по Хельсинки с детьми… За пределами России никаких проблем с заходами в порты не возникало. А вот через морской порт в Выборге с недавних пор поездки для физических лиц на маломерных судах прекратились. После того, как этот порт взяло в аренду ООО «Порт Логистик», «западные ворота» России закрылись в обе стороны. Ни граждане стран Евросоюза, ни россияне на небольших яхтах и моторках теперь не могут свободно путешествовать.
Из заявления яхтсмена Андрея Антонова в Северо-Западную транспортную прокуратуру.
«Я, Антонов Андрей Борисович, гражданин России, проживающий в Санкт-Петербурге, использующий для передвижения транспортное средство - маломерное судно, заявляю о нарушении своих прав гражданина России руководством компании ООО «Порт Логистик» –компании, являющейся единственным оператором морского порта Выборг. А именно - в части запрета для всех граждан России пересекать на маломерных судах государственную границу в международном морском пункте пропуска в порту Выборга с 2018 года и по сей день. ООО «Порт Логистик» взял в аренду морской порт Выборг у Росморпорта и, похоже, государственную границу России в придачу, запретив гражданам России передвигающимся на маломерных судах, проходить границу в международном морском пункте пропуска в порту Выборг. Прошу Прокуратуру провести проверку деятельности руководства ООО «Порт Логистик» в порту Выборга».
Как нам стало известно, Северо-Западная транспортная прокуратура обещала провести расследование по этому заявлению. Но о его результатах пока ничего не известно.
Справка. Морской порт в Выборге - одна из крупнейших водных артерий страны. ООО «Порт Логистик» с недавних пор является арендатором причалов и оказывает услуги по перевалке самых разных грузов. В летнюю навигацию порт принимает пассажирские суда. Общая площадь порта – 16,2 га, в том числе открытые складские площади занимают 47 700 кв.м, крытые — 3 779 кв. м. Причалы №№ 1, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 в порту Выборг арендованы ООО «Порт Логистик». Причалы №№ 2, 3, 4 и 5 на балансе в ведении ФГУП «Росморпорт». Морской порт Выборг имеет постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Через морской порт в Выборге проходят в Россию маломерные суда из Швеции, Эстонии, Финляндии. Водный туризм очень распространен в странах Балтии и Скандинавии, маломерное судно у жителей Балтийских стран – такой же обычный вид транспорта, как в больших городах – автомобиль. Для некоторых это не только способ передвижения, но и возможность заработка. Рыбная ловля в Балтийском море – самое распространенное занятие.
Запрет прохода маломерным судам администрация порта мотивировала тем, что инфраструктура порта и его причалов не соответствует проходу маломерных судов.
Elevator: «Маломерные суда оформлялись в порту Выборг с 2003 по 2018 год и ни разу не то чтобы трагедии, а аварии не было. Если по этой логике, то и по земле нельзя ходить, вдруг упадешь, ногу сломаешь. Кто был в Хельсинки, вспомните, огромные паромы, пассажирские суда, экскурсии, рыбаки, и при этом тысячи яхт и катеров - и ничего, не сталкиваются и не тонут… Все ссылки на "безопасность" лишь предлог, чтобы ничего не делать. У нас и так в стране жестче некуда» .
Редакция «НИ» обратилась в ООО «Порт логистик» с просьбой разъяснить причины, по которым маломерные суда перестали пропускать в порт Выборга. Приводим без сокращений ответ, предоставленный нашей редакции:
«ООО «Порт Логистик» как оператор морского порта Выборг не имеет возможности принимать маломерные суда, согласно требованиям транспортной безопасности, а именно Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. N 1208. Согласно этому нормативному акту, физическим лицам запрещено использовать маломерные самоходные суда вблизи причалов морского порта Выборг. Существует четкое разделение между порядком функционирования морского пункта пропуска и требованиями транспортной безопасности. Именно законодательство по транспортной безопасности не позволяет использовать инфраструктуру морских портов для приема маломерных судов. Причал № 1 и № 2 находятся в аренде у ООО «Порт Логистик», и в наших планах использовать их для посадки и высадки пассажиров, не с маломерных, а с пассажирских круизных судов, что соответствует целевому назначению этих гидротехнических сооружений. До июля 2018 года вход через государственную границу РФ в Морском порту Выборг осуществлялся на причале № 2 при помощи плавучего понтона. При этом плавучий понтон не является достаточной инфраструктурой, в том числе с точки зрения безопасности, для осуществления приграничного, таможенного и иных видов контроля маломерных судов. В связи с выходом из эксплуатации и невозможностью дальнейшего использования, понтон был демонтирован. За дополнительными комментариями по поводу использованного ранее метода оформления просьба обращаться в ФГУП «Росморпорт». В акватории морского порта Выборг допускается стоянка служебных маломерных судов, не принадлежащих физическим лицам. Подпунктом «и» п.3 нормативного акта (ПП РФ 1208) запрещается использовать маломерные самоходные и несамоходные суда на участках акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров и перевалки грузов повышенной опасности. Причалы, которые используются для грузов, конструктивно не предназначены для приема маломерных судов. Постановление - это закон, который мы не имеем право нарушать».
Однако, если внимательно прочесть документ, на который ссылаются представители порта - Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. N 1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах», можно сделать вывод, что речь идет не о запрете для физических лиц на маломерных судах находиться в портах, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, а об участках, которые в порту используются для посадки или высадки пассажиров или перевалки грузов повышенной опасности. Именно об этом говорится в подпункте «и» пункта 3 этого Постановления. Иными словами, достаточно сделать грамотную разметку и выделить для маломерных судов причалы, чтобы физические лица тоже могли проезжать через порт.
Известно, что в морском порту в Выборге всего 13 причалов. Неужели среди них в течение дня нет свободных от пассажирских и грузовых перевозок?
- Свободные причалы всегда есть. Но проблема в том, что маломерные суда находятся в порту бесплатно, тогда как пассажиры, которые регистрируются в порту, насколько мне известно, платят при регистрации определенную сумму. Очевидно, что морской порт Выборга намерен развивать пассажирское направление, потому что это, судя по всему, выгодно. Предполагается, что причалы буду заняты пассажирскими судами с туристами, которые будут приносить прибыль частному капиталу. Похоже, что Минтранс, Росморпорт поддерживают частный капитал для извлечения максимальной выгоды в морском порту Выборга, а граждане России на маломерных судах оказались людьми второго сорта, ведь они не приносят прибыль, так как пересечение государственной границы происходит для них бесплатно», - заявил «НИ» яхтсмен Андрей Антонов.
В распоряжении нашей редакции есть также ответ Министерства транспорта РФ, в котором говорится: «Маломерные суда могут следовать к специально оборудованным местам для прохождения процедуры оформления пересечения государственной границы РФ через акваторию морского порта, за исключением участков акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров или перевалки грузов повышенной опасности. Вопрос осуществления государственного контроля маломерных судов в первую очередь зависит от создания отдельного участка (терминала) и соответствующей портовой инфраструктуры в морском порту Выборг».
Выходит, проход маломерных судов, яхт и катеров в морском порту Выборг все-таки возможен. Надо только создать для этого соответствующий участок. Вот только вкладывать в это средства никто не хочет. И Ленинградская область по этой причине не имеет ни одного пункта пропуска для маломерных судов в Финском заливе. А ведь для того, чтобы создать условия для маломерных судов в порту Выборга, нужно совсем немного - произвести разделение и разметку причалов и создать условия для яхтсменов и туристов. Но порт находится в аренде у частных лиц, которым это, судя по всему, не выгодно.
«Никто кроме Минтранса и государства не способен развивать водный туризм и не будет этого делать за свои деньги. При этом Россия скатывается всё ниже и ниже по сравнению со странами-соседями, такими, как Финляндия и Швеция, где уже давно созданы превосходные условия для яхтсменов. Только Минтранс на основе Закона о морских портах может обязать ООО «Порт Логистик», морской порт Выборг создать необходимую инфраструктуру для граждан, передвигающихся на маломерных судах для пересечения границы в морском пункте пропуска. И это не противоречит ни одному закону и Постановлению, а наоборот, Закон о Морских Портах требует это сделать. Только нежелание Минтранса не позволяет решить этот простой вопрос», - считает яхтсмен Андрей Антонов .
В конце концов, еще никто не отменял статью 27 Конституции Российской Федерации, которая гласит:
"Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
К тому же закрытие пропускного пункта в морском порте Выборга идет вразрез с заявлениями чиновников Петербурга и Ленинградской области о развитии яхтенного и водного туризма, о том, что необходимо всеми способами привлекать иностранных яхтсменов в наши гавани, а число яхт, заходящих в наши порты, довести как минимум до уровня Хельсинки. Но реальность сегодня такова: за лето в Петербург заходит не более 100 заграничных яхт, в Хельсинки — более 19 тысяч.
Исторически сложилось, что люди перемещаются по планете Земля, это право каждого свободного человека. И чем более цивилизованное и свободное государство, тем больше в нем создано условий для удобного и беспрепятственного пересечения границ. Царь Петр Первый, с таким трудом прорубавший "окно в Европу", вряд ли бы одобрил угрюм-бурчеевские запреты нынешних хозяев портов и границ.