Политика «вертолётных денег», при которой государство раздаёт наличные всем подряд, лишь бы тратили и поддерживали спрос, в США дала хороший результат: во II квартале 2021 года ожидается наибольший с 1984 года рост экономики. Наши же чиновники в это время дружно заявляли, что раздача «вертолётных денег» бессмысленна или невозможна. Рост ВВП РФ, по данным Росстата, в марте составил лишь 0,5% по отношению к марту 2020-го, который просел в свою очередь на 3%.
Но во время послания президента было найдено решение, чтобы и деньги влить в экономику, и от прошлых заявлений не отступать. Деньги решено раздавать не просто так, а в рамках очередного этапа соцподдержки и развития различных инфраструктурных проектов.
Во сколько обойдется бюджету новая соцподдержка
До конца года продлевается туристический кэшбек, субсидируются 50% стоимости путёвок в детские лагеря, детям в неполных семьях будут выплачивать по 5600 рублей в месяц, беременным женщинам – по 6350 рублей, больничные по уходу за ребёнком до 7 лет будут увеличены до 100% от заработка, всем школьникам сделают единовременную выплату в 10 тыс. рублей. Только эти социальные меры, по оценке Антона Силуанова, потянут на 400 млрд рублей за 2 года.
А ещё кураторам учебных групп в техникумах и колледжах установят надбавку в 5 тыс. рублей, построят 1000 школ, отремонтируют и дооснастят педвузы, обновят музеи и дома культуры за 10 млрд рублей, создадут фонд культурных инициатив на 3,5 млрд рублей, откроют 45 тыс. бюджетных мест в ВУЗах, профинансируют гражданские научные исследования на 1,63 трлн до 2024 года. Алюминиевые заводы в Братске, Иркутске и Красноярске получат госгарантии под модернизацию. Регионы же получат инфраструктурные кредиты на 500 млрд под 3% годовых со сроком возврата 15 лет. Но отдельно упомянутая трасса М12 Москва-Екатеринбург в эти 500 млрд никак не укладывается и потребует отдельного финансирования. Сейчас идут работы над участком от Москвы до Казани протяжённостью 794 км за 650 млрд рублей (820 млн рублей за 1 км). А от Казани до Екатеринбурга ещё более 900 км, которые, с учетом таких же расценок, могут обойтись почти в 740 млрд рублей.
А ещё госдолг регионов, превышающий 20% от их годовых доходов, будет замещён почти бесплатными бюджетными кредитами. И эта мера должна коснуться 69 регионов России. Причём на 38 регионов придётся основательно потратиться – у них госдолг превышает 50% от годовых доходов. Всего же регионы, по состоянию на февраль 2021 года, задолжали 2,496 трлн рублей – это 27,3% от их доходов. Потребуется ещё более 650 млрд рублей. И вот так набегает почти 4 трлн рублей. Наверняка ещё Газпром начнёт торговаться, добиваясь субсидий на бесплатное подключение домохозяйств к газу. Сумма более чем внушительная для нашего федерального бюджета, который предусматривает в 2021 году расходы в 21,52 трлн рублей, а доходы в 18,8 трлн рублей.
Справится ли бюджет с новой нагрузкой?
Где взять такие деньги? Во-первых, в России есть Фонд национального благосостояния. Но траты ФНБ на нужды экономики – это редкое и уникальное явление. Ранее власти лишь занимались накопительством на чёрный день, только пополняя Фонд, боясь потратить лишнюю копейку, а в марте 2021 года решили, все-таки, начать тратить запасы, но не на российскую экономику, а на кредиты дружественным странам, которые, судя по имеющемуся опыту прощения долгов, могут и не вернуться.
Во-вторых, можно пойти по пути США и нарастить госдолг. Только вот привлечение средств сильно зависит от внешнеполитической обстановки. В марте иностранные инвесторы распродавали госдолг, а на прошлой неделе после слов о возможной встрече Байдена и Путина Минфин смог продать бумаги на 384 млрд рублей.
Но эксперты считают, что на реализацию заявленных мер денег хватит, более того, подчеркивают, что можно было «разгуляться» и помасштабнее.
Экономист, партнёр ФБК и директор Института стратегического анализа Игорь Николаев:
- Что касается инфраструктурных проектов, тот же Силуанов говорил, что около 1 трлн рублей из ФНБ можно задействовать и потратить в этом году - тоже немалые деньги. Что касается вот этих всех точечных мер - женщинам, ставшим на ранних сроках на учет, находящимся в тяжелом материальном положении, чтобы они получали 5-6 тыс. рублей, или те, кто воспитывает одного ребенка... это меры не самые капиталоемкие, много денег на это не нужно, это не какие-то триллионы. Большие траты потребовались, если бы было что-то предложено по той же индексации пенсий работающим пенсионерам. Чего, кстати, многие ждали хотя бы в облегченном варианте. А ничего на этот счет не было предложено. Это, на мой взгляд, неправильно.
Экономист Михаил Хазин тоже уверен, что государству под силу влить деньги в экономику - как минимум за счёт ранее проводившейся экономии, и что озвученных мер могло бы быть и больше:
- Силуанов не додал в прошлом году в экономику страны триллион, поэтому можно считать, что Владимир Владимирович поскромничал, и что можно было из этих сэкономленных денег еще что-то народу дать.
Если смотреть на озвученные планы только с бухгалтерской точки зрения, то дебет с кредитом должны сойтись. Сомнений в этом у наших экспертов нет. Заверяет в возможности найти необходимую сумму и экономит Никита Кричевский - даже если иностранные инвесторы вдруг решат избавиться от рублёвых активов:
- Ну не будут иностранные инвесторы вкладываться, так и хорошо. У нас есть ЦБ, который может спокойно по аналогии с ФРС США или народным банком Китая профинансировать все наши инфраструктурные проекты, которые были сегодня заявлены. И это не вызовет ни инфляцию, ничего такого.
Повышению налогов быть
Однако и санкционное давление не стоит совсем сбрасывать со счетов. Но вовсе не из-за проблем госдолга, который всегда может быть спасён за счёт ЦБ и допэмиссии рублей, а из-за искажённого отношения властей к инвестициям, - об этом говорит Игорь Николаев:
- Влияние санкционного давления, на мой взгляд, не в том, что где-то там денег сложно найти. Его влияние более глубокое и на самом деле не очень хорошее, оно заключается в том, что мы деньги, которые можно было бы использовать нормально и эффективно, просто не используем. То есть санкционное давление формирует у нас поведение «вдруг это еще не самое страшное». Мы постоянно ждем этого «черного дня». У нас за пандемию ФНБ даже увеличился - было 12,9 трлн руб. на 1 апреля 2020 года, а сейчас больше 13,5 трлн. В результате выделяем деньги только на такие точечные меры... Будут ли так социальные проблемы решаться? Они так не решаются.
Деньги найдутся, но стремление экономического блока правительства к экономии всё же велико. В такой ситуации дополнительным источником средств могу стать налоги. Прозвучавшая в послании фраза про «донастройку налогов» вызывает неприятные воспоминания. После того, как про донастройку говорил Антон Силуанов, был повышен НДС с 18% до 20%. По совпадению или нет, но недавно Минфин выпустил пресс-релиз, в котором рассказывал, какие маленькие налоги платят люди: в России НДФЛ 13%, а во многих развитых странах – порядка 35%. Повысят ли налоги на этот раз? Никита Кричевский в этом не сомневается.
- Безусловно стоит ожидать этого. Но это не будет ни в коем случае касаться простых людей. Оно коснется прежде всего олигархов. Путин же сказал по поводу дивидендов: есть те, кто вкладывает, а есть те, кто выводит. Те, кто выводят - будут облагаться по повышенной ставке. Населению вообще не стоит бояться - ни повышения НДФЛ, ничего такого и близко не будет. Любой, кто скажет о том, что будет, например, повышен подоходный налог или какие-то другие виды налогов, тот будет провокатором. Особенно если учесть, что реальные доходы населения на уровне 2009-2010 годов, что цены на продукты растут, что впереди думские выборы...
Игорь Николаев тоже придерживается точки зрения, что «донастройка» может вылиться в односторонне повышение налогов:
- Я думаю, что будут новации какие-то по налогообложению прибыли. Как известно, сейчас ставка 20%, в рабочем порядке уже прорабатывались все эти вопросы о том, чтобы снизить ставку для прибыли, которая идет на новые инвестиционные проекты до 18%, одновременно повысив базовую ставку до 21%. Но что на самом деле получится - не понятно. Боюсь, что это может трансформироваться в то, что общую ставку повысят, а вот что касается какой-то льготной ставки, то это либо будет не очень работать, либо могут вообще ее в итоге не понижать. Такое в нашей истории уже бывало. Когда есть компенсирующие друг друга предложения, почему-то оставляют из них только то, которое работает на увеличение налоговой нагрузки.
Своё мнение на повышение налоговой нагрузки есть и у Петра Пушкарёва – шеф-аналитика TeleTrade.
- Повышение налогов для основной массы несырьевых предприятий в нынешних условиях исключено. А вот если правительству и президенту покажется недостаточной сумма сборов по НДПИ и НДД с сырьевых компаний, то налоговые гайки именно для крупных экспортёров - нефтяников, металлургов, химиков - могут быть закручены, как уже предлагал это сделать раньше первый вице-премьер Андрей Белоусов. Налоги могут быть повышены для купающихся в деньгах системообразующих отраслей, связанных с добычей и переработкой национальных природных богатств - и одновременно налоговое бремя может быть заметно снижено за счёт титанов отечественного бизнеса - едва ли не для всех несырьевых малых, средних и крупных предприятий.
В общем, подход «отнять и поделить» кажется неизбежным. Но захотят ли наши олигархи (то есть «социально ответственные бизнесмены») просто так расстаться со своей прибылью? Не факт. Тем более что, занимая доминирующее положение на рынке труда, у них есть возможность сэкономить, например, на росте зарплат. Зарплаты сотрудников Норникеля Владимира Потанина в последние 3 года индексируются в пределах инфляции, а вот чистая прибыль растёт куда быстрее. В 2017 году чистая прибыль составила 127,4 млрд рублей, а в 2020 году – 300 млрд рублей. И это уже с учётом штрафа в 146,2 млрд рублей за разлив дизельного топлива в Арктике. Как ни крути, а за очередной рывок придётся, хоть и косвенно, заплатить из своего кармана.