Ирина Мишина
Рассказывают, что на тегеранской конференции Черчилль поинтересовался у Сталина судьбой академика Вавилова. Сталин уклонился от прямого ответа, сказав, что талантливых ученых в стране много, и он не может знать о местонахождении каждого. На самом деле Сталин прекрасно знал о судьбе опального экс-президента ВАСХНИЛ. Во время Тегеранской конференции Вавилов умирал в саратовской тюрьме от дистрофии и сердечной недостаточности, которая развилась на фоне воспаления лёгких и общего истощения организма. Ученого, который мечтал "накормить весь мир", медленно убивали в застенке голодом.
Николай Вавилов был арестован в 1940 по ложному доносу и незаконно обвинён во вредительстве и связях с оппозиционными политическими группами. В 1941 году он осуждён по статьям УК СССР 58-1, 58-6, 58-11 (вредительство, помощь буржуазным организациям, подготовка или недонесение о готовящихся преступлениях). Вавилов был приговорён к расстрелу, который впоследствии заменили 20-летним сроком заключения. В 1955 году его посмертно реабилитировали как жертву репрессий в рамках кампании по развенчанию «культа личности».
Николая Ивановича Вавилова мировая наука ставит в один ряд с Менделеевым, Линнеем и Дарвином. Вавилов - автор закона гомологических рядов, теории происхождения культурных растений, теории географического распределения генетических центров, научных основ селекции пшеницы. Он внедрил новые, более перспективные сорта пшеницы, строил опытные станции по всей стране. Вавилов - создатель мировой коллекции семян. За свою жизнь Николай Иванович участвовал более, чем в 180-и экспедициях, побывал на пяти континентах. Его научные труды читали и ценили во многих странах мира. Но даже после реабилитации память ученого не смогли должным образом увековечить. «И кощунственно, и не по-христиански… Ещё раз хочу обратить внимание на две даты. Место захоронения Вавилова известно с 1967 года, а ставят ему не памятник, а кенотаф, втихую в 1970 году совершенно на другом месте, да ещё на могиле саратовского купца. Разве это не издевательство ли над памятью учёного!?» - возмущается саратовский журналист, писатель Александр Амусин, который не один год собирал материалы о последних годах великого учёного.
На основе собранных Амусиным материалов был снят документальный фильм о смерти Вавилова в застенках тюрьмы, о его захоронении вместе с уголовниками, о забвении. Исследования Александра Амусина во многом противоречили официальным трактовкам событий: правду о гибели Вавилова долгое время скрывали - ведь убийство учёного с мировым именем, по сути, ложилось пятном на всю страну.
Николай Вавилов был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу в Москве. В начале войны в 1941 году он был этапирован в Саратов для исполнения приговора. Однако, его решили не расстреливать – это было слишком для ученого, открытия которого к тому времени были известны во многих странах. Решением президиума Верховного совета СССР от 23 июня 1942 года расстрел был заменён на 20 лет заключения, в порядке помилования.
«На бумаге Вавилова помиловали, а через семь месяцев его уничтожают. Мне удалось, пусть и частично, познакомиться с так называемым «Делом Вавилова». Из того, что мне получилось узнать, стало ясно, что оно сфабриковано. Приведу только один пример. В деле была копия выписки из протокола допроса бывшего ректора сельскохозяйственной академии им.Тимирязева Николая Ивановича Муралова от 7 августа 1940 года, тогда как Муралов был расстрелян по приговору суда ещё 1 февраля 1937 года. Сознаваться во «вредительской деятельности» Вавилова заставляли и его брата Александра Ивановича (президент ВАСХНИЛ в 1935—1937 годах- прим. редакции). И подобных протоколов от якобы живых покойников было несколько. Все они, естественно, свидетельствовали о «вредительской деятельности» учёного. Даже создание в 1920 году закона гомологических рядов инкриминировалось как вредительская деятельность. А советские генетики, которые его оценили положительно, были объявлены «врагами народа», - вспоминает писатель Александр Амусин.
…Николай Вавилов был доставлен в больницу саратовской тюрьмы № 1 УНКВД за два дня до смерти в тяжёлейшей стадии дистрофии. Однако спасать его никто не собирался. В разговоре с журналистом Александром Амусиным судмедэксперт Зоя Резаева подтвердила, что смерть ученого была не случайной. Можно ли было спасти Вавилова? «В больнице, разумеется, нет, - считает судмедэксперт. - Судя по документам, он поступил за 2 дня до смерти. По сути, в предсмертной агонии. Обратите внимание, как резко упала температура: утром 24 января было 39,6 градусов, а вечером уже 37,3. Но его можно было спасти за две недели до поступления в больницу. Более того, это и должны были сделать, но не сделали. Была ли кому-то выгодна смерть опального академика? Скорее всего. Уже за 5-7 дней до смерти он был настолько ослаблен и истощён, что вряд ли мог самостоятельно ходить и есть. Разумеется, это не могло пройти незамеченным. О его состоянии было доложено, кому следует, но меры приняты не были. Явно это произошло сознательно», - передает саратовский исследователь Александр Амусин заключение судмедэксперта.
Интересно, что будучи арестованным, даже в тюрьме, Вавилов продолжал работать. «Во время пребывания во внутренней тюрьме НКВД, во время следствия, когда я имел возможность получать бумагу и карандаш, мною была написана большая книга "История развития мирового земледелия (мировые ресурсы земледелия и их использование)", - писал Николай Иванович Вавилов из тюрьмы руководству НКВД. Пока ученого уничтожали, он создал научный труд, достойный деятельности нескольких институтов за десятки лет! Создал по памяти, между пытками. Однако по сей день эта рукопись, изъятая НКВД, считается утерянной.
Долгие годы в тайне держали и место захоронения ученого. Саратовским исследователям пришлось провести серьезную работу, прежде чем была найдена могила Вавилова. По результатам поисков 16 февраля 1967 года был составлен акт, удостоверяющий, что могила № 173 на участке № 26 Воскресенского кладбища является местом захоронения учёного. Со временем, после его реабилитации, на этом месте решили поставить памятник. Но он оказался слишком большим, 18,5 тонн, а место захоронения Вавилова - далеко от входа. По этим причинам кладбищенское начальство выделило иное место - возле центральной аллеи кладбища. И это всех устроило. Пусть кенотаф, зато на центральной аллее. Но как позже выяснилось, памятник-кенотаф Вавилову был установлен на склепе какого-то саратовского купца.
«Фактически учёному был поставлен не городской и не надгробный памятник, а кенотаф. А это – монумент, находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам: если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, при землетрясении, в войне). Тело Н.И. Вавилова утрачено или уничтожено не было, это доказано. Зачем же городской памятник превращают в кенотаф учёному, а потом ставят на чужой могиле?» - задается вопросом саратовский журналист, писатель Александр Амусин.
Вообще, история с установлением памятника Вавилову полна противоречий. «Автор памятника — Константин Сергеевич Суминов. Все скульпторы из Москвы и Ленинграда, работавшие по граниту, которым ранее поступило такое предложение, отказались. Возможно, побаивались. К.С. Суминов был последним скульптором, к кому обратились. Узнав о трагической судьбе великого учёного, погибшего в саратовской тюрьме, тот сразу согласился. Он рассказывал, что, работая над памятником, нередко за спиной слышал, что занимается увековечением памяти врага народа. А ещё он поведал следующее: когда комендант кладбища увидела, какую махину собираются установить бывшему врагу народа, то остановила работы и стала дозваниваться во властные структуры, чтобы ещё раз испросить, а можно ли? Памятник в это время висел на цепях между небом и землёй. Возможно, роль сыграло то, что вмешался автор памятника - скульптор Суминов, сын репрессированных. В возрасте 13-ти лет он был выслан со своими близкими после раскулачивания в Северный край. Детство его прошло в концлагере где-то под Архангельском», - рассказала Наталия Михайловна Пантеева, ветеран Саратовского областного музея краеведения, проработавшая в музее 45 лет.
Установка памятника Вавилову почему-то прошла в Саратова в обстановке секретности. Первоначально установить его планировали в городе на видном месте. Однако получить разрешение от властей не удалось. Дело в том, что решение об установке памятника принимал в те годы Совет Министров РСФСР, а иногда даже СССР. И вот по этому высочайшему решению памятник Николаю Вавилову, ученому с мировым именем, решили установить не в городе, а на кладбище, где похоронен Н.И. Вавилов – для этого разрешение получать не надо. По словам очевидцев, открытие памятника проходило без широкой огласки: 25 сентября 1970 года на кладбище в Саратове собрался очень ограниченный круг посвящённых.
Странно и другое: Вавилов был реабилитирован 20 августа 1955 года, а публичное проведение разных мероприятий с целью сохранения памяти о нём началось только после 1965 года. Казалось бы, времена репрессий давно прошли, но почему-то их отголоски чувствуются и сейчас. Почему так происходит, остается вопросом. Кстати, до сих пор ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, где Николай Вавилов жил и работал, его память до сих пор так и не увековечили. Лишь 4 декабря 2015 года наконец-то был открыт памятник Вавилову в столице на Лиственничной аллее РГАУ — МСХА им.Тимирязева. Его установка была приурочена к 150-летию вуза. Он был создан на средства, собранные выпускниками. На постаменте начертано: «Биолог, генетик, географ, путешественник, гений ХХ столетия, выпускник 1911 года, академик». Как видно, бюджетных средств на установку памятника великому ученому в России не нашлось… В Петербурге и вовсе нет ни одного монумента Вавилову. А ведь именно там Николай Иванович Вавилов трудился как основатель и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства. Этот Институт был первым в системе ВАСХНИЛ. Первым президентом этой академии также был Вавилов.
Дань памяти великому ученому и возрождение его наследия сегодня, к сожалению, исключительно дело энтузиастов и общественных организаций. При Центре творческих инициатив «Великая Волга-Ра» в Саратове создаётся Народная комиссия по увековечиванию памяти Николая Вавилова. Одной из его задач будет создание единого мемориала академику на кладбище Саратова и создание музея погибшим учёным.
Все желающие могут принять участие в работе Народной комиссии. Свои предложения, отзывы, проекты можно присылать по адресу: vvolgara@mail.ru и zemoboz@mail.ru.
П.С. Редакция благодарит ЦТИ «Великая Волга-Ра» и ООО «Земское обозрение» за предоставленные материалы.