Posted 20 апреля 2021, 11:28

Published 20 апреля 2021, 11:28

Modified 7 марта, 14:03

Updated 7 марта, 14:03

Патриотизмом и не пахнет: старшеклассники не знают, как относиться к своей родине

20 апреля 2021, 11:28
Результаты социологического исследования показали, что многие ученики старших классов видят мало поводов для гордости своей страной.

Крайне интересными оказались результаты исследования «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников», которое провели социологи из МГУ в российских школах. Оказалось, что позитивно относятся к своей стране 29.5% опрошенных, а негативно чуть меньше - 25.5%.

При этом почти половина опрошенных школьников старших классов не нашли поводов для гордости своей родиной: 7.6% прямо заявили, что гордиться нечем (второй по популярности ответ), а 34.1% затруднились ответить на этот вопрос (первый по популярности ответ).

И еще очень любопытный итог исследования: несмотря на милитаристскую риторику и активное насаждение патриотизма в военизированном его понимании, гордятся школьники по-прежнему больше самим народом России (6.4%), ее культурой (6.2%) и наукой (3.9%), тогда как победой в Великой Отечественной всего 2.3%...

А в качестве символа достижений страны скорее выберут что-то из сферы науки и технологий (16.5%) или культуры/искусства (12.8%), чем из военной (3.7%). А победа в ВОВ собрала всего 0.7% голосов в качестве символа достижений нашей страны: ровно как и образование - и чуть меньше, чем Путин (его сделать символом готовы 0.8% опрошенных)

Авторы исследования делают следующие выводы:

Гражданственность старшеклассников находится в процессе становления, ее актуальный уровень можно оценить как средний. Система представлений школьников о России отличается когнитивной бедностью, стереотипностью, разрозненностью и противоречивостью. Налицо явный недостаток у молодых людей исторических, политических и правовых знаний. Эмоциональный компонент гражданственности и патриотизма характеризуется полярностью: негативное эмоциональное отношение к России как государству и положительное – к России как стране. Поведенческие установки и ориентации недостаточно выражены, слабо соотносятся с вербальными заявлениями, что свидетельствует скорее о декларативном характере гражданско-патриотической позиции школьников.

Российские старшеклассники являются возрастной когортой, крайне неоднородной по своим ценностным ориентациям и эмоциональному отношению к России. Это, возможно, отражает смену поколений, точнее можно будет сказать по истечении времени, когда поколение Z полностью сформируется и станут понятны его отличия от более старших поколенческих общностей. Но в контексте рассматриваемой проблемы понятно, что эта неоднородность сильно затрудняет гражданско-патриотическое воспитание – разные ценности определяют разные векторы внимания и интереса, установки на разные виды деятельности.

Нами зафиксированы значительные лакуны в образно-символическом пространстве гражданственности школьников. Скудный и упрощенный символический ряд, отсутствие образцов гражданственности и объектов гордости за страну у почти половины респондентов свидетельствуют о невысоком уровне гражданской самоидентификации школьников и вызывают серьезное беспокойство, поскольку эти элементы лежат в основе конструирования идентичности нации.

Состояние гражданственности российских старшеклассников является результатом социализирующего влияния семьи, школы, средств массовой информации, интернета, массовой культуры и отражает недостаточную эффективность реализации разных направлений внутренней политики государства (в первую очередь образовательной, культурной, информационной) в решении задач гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Преодоление указанных проблем возможно путем консолидации усилий всех институтов политической социализации молодежи. Для этого прежде всего необходимо выстроить единую концептуальную рамку гражданскопатриотического воспитания, определить основные смысловые ориентиры этой деятельности (ценности, образно-символический ряд), сместить акценты с милитаристских аспектов патриотизма на его гражданскую составляющую.

Кроме того, требуется научно-методическая интеграция социально-политического и психолого-педагогического знания в области разработки и внедрения интересных для школьников образовательных и социальных технологий обучения.

И тогда, будем надеяться, наши школьники вырастут настоящими гражданами и патриотами, о которых мечтал Сухомлинский.»

Подпишитесь