Президент Америки Джо Байден заявил о выводе войск Соединенных Штатов из Афганистана в той ситуации, когда командование не рекомендовало делать этого. Ранее несколько генералов пытались убедить Байдена в том, чтобы оставить на территории страны военный контингент, и параллельно с этим договориться о мирном соглашении.
Как сообщает ToDay News Ufa со ссылкой на Wall Street Journal, против этого решения выступили сразу несколько важных лиц. В этот список вошли командующий Центрального командования Вооруженных сил Америки генерал Кеннет Маккензи, а также председатель Комитета начальников штабов ВС Соединенных Штатов генерал Марк Милли и командующий миссией НАТО в Афганистане генерал Остин Скотт Миллер. Также негативно отреагировал на это глава Пентагона Ллойд Остин, который уверен, что такая ситуация способна лишить страну стабильности. Ранее президент США заявил, что вывод войска из Афганистана должен состояться до первого мая 2021 года. Завершится вывод военный 11 сентября нынешнего года.
Американский политический аналитик и журналист Сабиржан Бадретдинов прогнозирует в своем блоге то, как отреагирует Россия на такое развитие ситуации в Афганистане:
«Вот интересный факт, который многими остался незамеченным. С 1996 года отношения между Кремлём и Талибаном (террористическая организация, запрещенная в России) были резко враждебными. Это были две взаимно антагонистические силы, мечтавшие об уничтожении друг друга. Мысленно перемещаемся во времени в 2021 год. Сегодня Талибан - самый надежный союзник Кремля в Афганистане.
Это и неудивительно: если СССР был атеистическим государством, пытавшимся навязать патриархальному религиозному народу свои коммунистические идеалы, то нынешний режим в России афиширует себя как патриархально-консервативная страна, в которой, к тому же, живут мусульмане. РФ позиционирует себя как союзника афганцев в борьбе с оккупационной силой заморского антимусульманского государства.
Россия часто критикует американские бомбардировки позиций Талибана, выступает в ООН против западных санкций в отношении Талибана и даже снабжает Талибан некоторыми видами оружия (об этом, в частности, говорил глава американских войск в Афганистане генерал Джон Никольсон ещё в июле 2020 года). В американские СМИ даже просочились сведения о том, что российские спецслужбы давали вознаграждение талибам за убийства американских военнослужащих.
В Кремле предполагают, что возвращение Талибана во власть - это лишь дело времени. Той же точки зрения, судя по всему, придерживаются и США. Несколько стран со своими интересами в Афганистане - США, Россия, Пакистан, Иран и в последнее время также Китай - организовали международные конференции с участием Талибана, на которых обсуждалась возможность создания временного коалиционного правительства с участием всех этно-религиозных общин, лидеров провинций и главарей военных формирований страны. Цель - предотвращение гражданской войны после ухода американских войск в сентябре 2021 года.
Пока эти попытки не дали успеха, в частности из-за обструкционистской позиции 70-летнего президента Афганистана Ашрафа Гани, который не желает делить свою власть с кем-либо. Он живёт в почти герметически изолированном комплексе в Кабуле под охраной своей сравнительно немногочисленной армии, живущей на денежные пособия от США (по некоторым данным, США тратят 4 миллиарда долларов в год на покупку их лояльности). Тем не менее, кольцо вокруг президентской резиденции Ашрафа Гани неуклонно сужается. В его армии много перебежчиков, а также жертв нападений талибов.
После ухода войск НАТО, у Афганистана будет три варианта будущего: 1. страна может развалиться на части, 2. в ней может начаться гражданская война, 3. талибы могут беспрепятственно прийти к власти в большей части страны. При любом из этих сценариев вмешательство России в том или ином виде неизбежно (причём, скорее всего, при благосклонном или нейтральном отношении Талибана или его частей к такому вмешательству).
Для чего это нужно Кремлю?
Как мы знаем, из Афганистана в Среднюю Азию и Россию поступает огромный поток героина. Ещё в 2010 году Россия передала США список наркодилеров и наркотрафикантов, а также лабораторий по производству наркотиков в Афганистане и Средней Азии - с просьбой ликвидировать их (что, кстати, говорит о хорошо поставленной разведывательной работе российских спецслужб в регионе). США не ответили на эту просьбу. Поэтому, одна из задач России в регионе - перенаправление потока героина (который в любом случае будет производиться, так как его производство приносит в 30 раз больше дохода, чем обычное сельское хозяйство) со Средней Азии и России на Европу и США.
(Как я понимаю, доставка героина - это сложный многоступенчатый процесс: крестьяне выращивают мак, продают его посредникам, те доставляют его в лаборатории, где налажено производство готового продукта. Готовый продукт передаётся контрабандистам, которые доставляют его людям, контролирующим дистрибьютерскую сеть. Этот процесс на каком то из этапов можно прервать и перенаправить его вектор в желаемую сторону. Выгода для Кремля - меньше наркоманов, меньше преступности в России, уменьшение расходов на здравоохранение, и одновременно больше обкуренных людей в западных странах, больше преступности и т.д. в США и Европе.)
Другая важная задача Кремля - перенаправление вектора исламистской террористической деятельности со Средней Азии и России опять-таки на Европу и США. Кстати, Талибан, при всех взаимных симпатиях с Россией, всё ещё остаётся в списке запрещенных в РФ террористических организаций.
И наконец, третья задача - занятие российскими военными стратегически важных американских военных объектов, которые останутся в Афганистане (три аэропорта международного значения, включая военно-воздушную базу в Баграме).
К этому нужно добавить и то, что союз РФ с Талибаном будет означать и усиление влияния Кремля на ядерный Пакистан, так как талибы и другие исламские фундаменталисты живут по обе стороны практически не существующей афгано-пакистанской границы и представляют реальную угрозу для центрального правительства Пакистана.
В зависимости от того, по какому из трёх сценариев будет развиваться Афганистан, в 2022 году можно ожидать ту или иную форму вмешательства России в дела этой страны - от установления тесных союзнических отношений с Талибаном (возможно даже в форме протектората) в случае установления стабильного центрального правительства в Кабуле до прямого вторжения в Афганистан в случае распада страны. А в случае начала гражданской войны и нежелательности прямого военного вмешательства нельзя исключать также и вариант использования местных пророссийских агентов, прокремлёвских группировок и оплаченных союзников для обеспечения самого выгодного для России результата войны...»