Они наперебой бросились комментировать не сам повод, а реакцию на него со стороны администрации колонии, которая решила для начала проверить Коран на «экстремизм», да так и проверяет до сих пор.
Зато глава Чечни Рамзан Кадыров, сделав, на первый взгляд скандальное заявление по этому поводу, как ни странно угадал истинные причины такого интереса к священной книге мусульман со стороны оппозиционера:
«Кто дал моральное право Навальному упоминать Священный Коран? Человек, который мусульманок, носящих хиджаб, называет средневековыми дикарями, участвует в акциях против строительства мечетей, сегодня пытается дешёвым способом реабилитироваться и заработать себе расположение мусульман...»
Эту коллизию комментирует в своем блоге политолог Аббас Галлямов:
«Её (новость о намерении Навального прочесть Коран, - прим.ред) встретили буквально гробовым молчанием. Похоже, что народ просто её не понял, а не поняв, не смог и определиться со своим к ней отношением. «Что?! Навальный?.. Коран?.. При чем тут Коран?.. Не понимаю».
Ну во-первых надо начать с того, что желание развиваться и узнавать что-то новое, является естественным для нормального человека. Я вот тоже Библию изучаю, хотя никаким христианином, конечно, не являюсь, да и вообще религиозным человеком меня назвать трудно. Сделав эту небольшую оговорку, я впрочем предлагаю тему обычных человеческих желаний закрыть.
Судя по тому как смело Навальный отправился в российскую тюрьму (читай: поставил на кон свою жизнь), он не обычный человек. Он политик до мозга костей, поэтому оценивая его мотивы, в первую очередь надо думать об их политической составляющей. В этой связи хочу отметить два момента.
Первый связан с приемом, который политтехнологи называют «компенсацией антиобраза». Напомню, что одной из проблемных зон образа Навального является обвинение в том, что он националист. Недавно даже Amnesty International на него купилась. Так вот, интерес к Корану в этот образ явно не вписывается. Он его буквально разламывает. Русский националист, изучающий Коран? Как говорится, не смешите мои Искандеры.
Вторая составляющая связана с пониманием необходимости искать выходы на новые аудитории. Кто у нас в стране самый пассионарный? Мусульмане, особенно кавказские. Помните, как вы все тем чеченцем, который на митинге с омоновцами дрался, восхищались? Мусульмане, конечно, публика консервативная, но ведь и в этой среде протестные настроения крепнут. А может Коран и станет ключиком к сердцам недовольных жителей кавказских республик? И может не случайно Кадыров так взволновался?..
В общем, оппозиционеры, читайте Коран. Как минимум, эстетическое удовольствие получите. Как сказал в своём «Подражании Корану» Пушкин: «Плохая физика, зато какая смелая поэзия!»
***
Читатели Галлямова добавили к его выводам следующие:
- Кроме того, что Вы перечистили, есть ещё один фактор. Мусульманские объединения становятся очень влиятельными в тюремной среде. Это прямо новая альтернатива воровскому братству. В его колонии скорее всего это не актуально. Но в целом в среде сидящих это имеет значение.
- Помимо того, что вы написали о мотивах Навального изучать Коран, можно добавить, что в исламе очень интересны социальные идеи о справедливости, о роли уммы в регулировании взаимоотношений между социально-экономическими различиями, и исламский банкинг тоже дает пищу для политика в определении своих позиций в фундаментальных вопросах устройства общества. Можно только приветствовать стремление учиться, расширять свой социо-культурный капитал, для будущего это важно...