Posted 15 апреля 2021, 10:30
Published 15 апреля 2021, 10:30
Modified 7 марта, 13:39
Updated 7 марта, 13:39
Украшенные наскальными росписями пещеры времен позднего палеолита (40-35 тыс. лет) раскиданы по всей Европе. Больше всего пещерной живописи на территории Испании и Франции, самый известный пример – пещера Альтамира в Кантабрии, которую называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства». На рисунках в красно-черной гамме – в основном животные, а также абстрактные геометрические фигуры и отпечатки рук. Многие настенные росписи находятся в темных, душных местах, попасть в которые можно только через узкие проходы. Исследователи из Тель-Авивского университета попытались выяснить, почему люди каменного века предпочитали рисовать там, где не хватает ни света, ни кислорода, сообщает LiveScience.
Исследователи смоделировали на компьютере уровень кислорода в пещерах с наскальной живописью, путь в которые лежит через проходы в толще камня. Оказалось, что всего через 15 минут пребывания в таких пещерах концентрация кислорода падала с естественного для атмосферы Земли 21% до 18%, а иногда и до 11%. Влияло на это и то, что художники древности приносили с собой факелы, огонь от которых сжигал кислород.
Такие низкие уровни кислорода могут вызвать гипоксию – состояние, при котором человек испытывает головную боль, одышку, спутанность сознания и беспокойство. В то же время гипоксия увеличивает в мозге уровень гормона дофамина, что может вызывать галлюцинации и внетелесные переживания. Исследователи предполагают, что именно в поисках транса художники древности уходили в пещеры. «Вход в эти глубокие, темные пространства был сознательным выбором, – говорят ученые. – Пещеры имели особое значение для древних цивилизаций. Они рассматривались как порталы, которые соединяются с подземным миром».
Помимо огня от факелов, снижать концентрацию кислорода могли и другие факторы, например дыхание и естественные химические реакции, которые происходят в пещерах.
Результаты исследования опубликованы в издании The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture.