Posted 12 апреля 2021, 13:49
Published 12 апреля 2021, 13:49
Modified 7 марта, 13:44
Updated 7 марта, 13:44
Однако полотно так и не появилось в экспозиции – как теперь выясняется, из-за ссоры между Лувром и владельцами картины. После этого все детали исследования были засекречены, сообщает The New York Times.
Десять лет французские кураторы готовили масштабную выставку к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Самым обсуждаемым экспонатом обещал стать «Спаситель мира» – картина, проданная в 2017 году на «Кристис» по рекордной цене. Перед торгами аукционный дом устроил неслыханную рекламную кампанию, утверждая, что это последнее живописное произведение художника, оставшееся в частных руках. В итоге картина была продана анонимному покупателю за 450 миллионов долларов, став самым дорогим в мировой истории произведением искусства. Однако многие эксперты тогда выразили сомнение в том, что картина действительно написана Леонардо, сочтя ее для этого слишком заурядной.
После торгов «Спасителя…» не показывали публично, поэтому возможность увидеть и оценить работу на юбилейной выставке в Лувре два года спустя произвела сенсацию в международном художественном мире. Однако картина там так и не появилась, вызвав новые догадки. Ходили слухи, что эксперты Лувр не подтвердили авторства Леонардо, после чего хозяин картины – по слухам, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман (сам он не признавал покупки) – отказался давать картину на выставку, чтобы избежать скандала. Как выяснили журналисты The New York Times, в чьих руках оказался конфиденциальный отчет об атрибуции картины, на самом деле все было иначе. Согласно этому документу, в 2018 году принц тайно отправил «Спасителя…» в Лувр. Группа французских ученых подвергла полотно экспертизе, которая продолжалась неделю и была проведена с использованием самых передовых доступных технологий. В отчете эксперты резюмируют, что картина, по всей видимости, написана Леонардо собственноручно.
Почему полотно не появилось на выставке? Была гипотеза, что саудовцы не хотели этого с самого начала: подтверждение авторства требовалось им лишь для того, чтобы увеличить коммерческий потенциал картины и сделать ее хитом экспозиции своего музея, который только планируется открыть. Однако, как утверждают присутствовавшие на переговорах французские чиновники, в действительности вмешалась политика: саудовцы согласились дать картину лишь под условием, что «Спаситель…» будет висеть рядом с «Моной Лизой». Франция отвергла это требование под предлогом его неразумности и неосуществимости. И в свою очередь отказалась обнародовать положительную оценку подлинности «Спасителя…»
Как считают эксперты, картина датируется примерно 1500 годом. Она упоминается в коллекции английского короля Карла I, казненного в 1649 году, а в конце XIX века ее следы теряются. Уже в нашем столетии, примерно в 2005 году, пара нью-йоркских арт-дилеров, просматривая выставленную на продажу недвижимость в Новом Орлеане, заметили плохо отреставрированное и частично закрашенное изображение, которое их заинтересовало. Они приобрели его менее чем за 10 000 долларов и принесли специалисту, чтобы удалить более поздние слои краски и восстановить оригинал. Так выяснилось, что это, вероятно, давно потерянная картина кисти Леонардо. С тех пор работа несколько раз переходила из рук в руки, а в 2011 году экспонировалась на выставке Национальной галереи в Лондоне наряду с достоверными произведениями мастера миланского периода. В 2017 году она попала на «Кристис» из личной коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и была куплена за рекордные 450 миллионов долларов анонимным покупателем.
Две недели назад на французском ТВ показали документальный фильм, авторы которого утверждали, будто луврские специалисты пришли к выводу, что участие Леонардо в картине ограничивалось отдельными мазками. В Лувре решение музея по поводу картины комментировать отказываются. Однако, как сообщала в 2020 году The Art Newspaper, на самом деле кураторы парижского музея тайно подготовили глянцевое 46-страничное резюме с выводами своей экспертизы. Там утверждается, что специалисты Центра исследований и реставрации музеев Франции, независимого института местного министерства культуры, сравнили «Спасителя…» с шедеврами Леонардо. Используя такие методы, как рентген, инфракрасное сканирование и цифровые камеры, эксперты сопоставили художественные приемы и использованные материалы. Оказалось, что доска, на которой написан «Спаситель…», сделана из того же самого ореха, который художник использовал в других работах. Кроме того, при создании «Спасителя…» использована стеклянная пудра тонкого помола, которую Леонардо применял в последние годы своей жизни. Следы более ранней живописи под видимыми слоями, детали прядей волос Христа, оттенок яркой киновари, использованной в тенях, – все это указывает на руку Леонардо, заключили эксперты. В пространном эссе, описывающем экспертизу, также упоминалось, что картина мастера, к сожалению, была испорчена из-за плохих условий хранения и прежних слишком грубых реставраций.
Лувр так хотел включить «Спасителя…» в свою юбилейную выставку, что кураторы даже планировали использовать изображение картины для обложки каталога. Но требование саудовцев расположить картину рядом с «Моной Лизой» оказалось невыполнимым. Дело в том, что чрезвычайные меры безопасности, принятые в отношении «Моны Лизы», делают картину почти непригодной для транспортировки с ее места в центре Salle des États, где она спрятана за специальной перегородкой. А разместить рядом другую картину невозможно. Даже после того, как выставка уже открылась, в октябре 2019 года, французские власти продолжали переговоры о том, чтобы одолжить «Спасителя…» И лишь когда эти попытки окончательно провалились, запланированный раздел каталога, в котором сообщалось об атрибуции картины, был удален, а все копии отчета – скрыты от посторонних глаз. По французским законам разглашать оценку или аутентификацию работ, не представленных в музее, запрещено.