Но смог ли бизнес приспособиться к новым условиям так же легко, как это сделали обычные жители России? На этот вопрос мы постарались получить ответ у управляющего директора гипермолла «Горбушкин двор» Александра Волкова.
- Александр, ограничения наверняка ударили по торговым центрам. Расскажите, как сейчас у вас обстоят дела?
- Пандемия ударила по абсолютному большинству представителей бизнеса, работающих в офлайне, особенно это сказалось на представителях ритейла и сферы услуг. В период самых жестких ограничений мы вынуждены были полностью закрыть гипермолл, а в остальное время его проходимость снизилась на 20-30%. Только сейчас, после отмены большей части запретов люди постепенно начали возвращаться в торговые центры. В марте мы фиксируем рост проходимости на уровне 5-10% по сравнению с прошлым месяцем. Конечно, мы потеряли часть арендаторов – некоторые из них не выдержали того падения выручки, которое стало результатом пандемии и им пришлось закрыться. Однако тех, кто остался, мы старались всячески поддерживать – давали скидки на аренду, с каждым из них прорабатывали индивидуальные варианты выхода из сложившейся ситуации. Вообще, кризис – это время, когда собственники бизнесов вне зависимости от их масштаба должны сплотиться и совместными усилиями разрабатывать сценарии минимизации потерь. К счастью, со многими арендаторами мы работаем еще с момента открытия и проблем с достижением консенсуса у нас не возникает.
- И теперь, когда люди возвращаются в ТЦ, все вернется на круги своя и будет как до пандемии?
- Прошедший год настолько изменил бизнес и потребительское поведение россиян, что «так как до пандемии» уже никогда не будет. На пример, люди привыкли покупать многие товары – от еды и до различной техники через интернет, они отвыкли ходить по магазинам. Пандемия стала гигантским трамплином для развития всевозможных маркетплейсов и онлайн-торговли. Через сеть сейчас успешно продаются даже квартиры и премиальные автомобили, что еще год назад считалось практически неосуществимым. Теперь, когда стало ясно, что конец ограничений не за горами, нам, как и многим другим бизнесам необходимо адаптироваться к новым условиям. Мы запустили новую концепцию развития на ближайшие годы, которая позволит нам восстановить и даже увеличить проходимость гипермолла. Аналогичные процессы запущены и в находящемся рядом с нами торговом центре «Филион». И, если наша концепция уже готова, и мы начали ее реализацию, то коллеги из «Филиона» в настоящий момент работают над ней сразу с несколькими консалтинговыми компаниями.
- Вы говорите о запуске новой концепции развития «Горбушкиного двора», но при этом ходят слухи, что его скоро снесут. Может быть, вы сможете эти слухи развенчать?
- Слухи о сносе «Горбушкиного двора» по разным причинам появляются практически ежегодно на протяжении уже многих лет. В этот раз они были вызваны сообщением Правительства Москвы о том, что назначение земли под гипермоллом было изменено. Однако изменение назначения земли не означает, что «Горбушкин двор» в ближайшей перспективе будет снесен. Здесь действительно будет построен жилой комплекс, но это произойдет не раньше, чем через 5-7 лет: к подготовке проекта еще не приступали, нет четкого понимания, как он будет выглядеть, пока что есть только потенциальное решение о такой возможности. Цикл проведения таких работ и получения всех согласований – минимум 3-5 лет. При этом вполне вероятно, что торговый центр в том или ином формате сохранится в будущем проекте.
Более того, в развитие гипермолла в том виде, в котором он существует, в течение 5 лет будет выделено 1,5 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на модернизацию торгового комплекса, внешнюю и внутреннюю отделку, а также его популяризацию среди жителей Москвы.
- Вы упомянули о «Филионе». Он находится буквально в соседнем здании от вас, нет ли между вам конкуренции? Знаете ли вы что-то о том, как будет развиваться этот торговый центр?
- Конкуренции между нами нет и вряд ли она возможна, слишком разные потребности удовлетворяют у покупателей два наших торговых центра. «Филион» - это скорее торговый центр «у дома», чьими посетителями в первую очередь становятся жители ближайших районов. Здесь они могут приобрести продукты в «Ашане», перекусить в фудкорте или пройтись по магазинам одежды после работы, чтобы не тратить много времени на поездки в другие ТЦ. И именно в этом направлении «Филион», вероятно, и будет развиваться. «Горбушкин двор» же, в свою очередь, место, куда приезжают люди со всей Москвы и Подмосковья. Все они знают, что здесь можно купить все, что связано с электроникой, бытовой техникой, любую музыку и фильмы на всех возможных носителях. Здесь нет фудкорта, люди приезжают сюда не для того, чтобы просто провести время, они оказываются на Горбушке, когда им нужно что-то действительно редкое и уникальное.