Виктория Петрова
Это США доделывают ракету-носитель сверхтяжёлого класса и пилотируемый корабль для лунной программы. Это SpaceX одну за другой сажает на землю первые ступени и ловит кораблями носовые обтекатели для повторного использования, а заодно вывела сотни спутников для обеспечения людей Интернетом. Это в Новой Зеландии частная компания успешно продаёт запуски своей ракеты-носителя с электронасосами и двигателями, распечатанными на 3D-принтере. Это японцы забирают пробы грунта, взятые на астероиде. Это китайцы стали лидерами по числу космических пусков, строят пятый космодром и катают по поверхности Луны свои луноходы. Это Индия изучает Марс своей межпланетной станцией...
А что Роскосмос? Госкорпорация, похоже, специализируется на создании бумажных проектов, которые, зачастую даже не найдя реализацию в металле, откладываются в долгий ящик. Поэтому «Новые Известия» сегодня вспоминают отечественные проекты, которыми мы очень хотели бы гордиться, которые можно было бы включать в поздравления... но которых нет.
Семейство ракет-носителей «Ангара»
Да, в последние годы была проведена работа по переносу производства «Ангары» из Москвы в Омск, а на 2021 год запланировано 2 пуска – по одному экземпляру лёгкой «Ангары-1.2» и тяжёлой «Ангары-А5». А Минобороны заказало постройку ещё 4 экземпляров «Ангары-А5» в 2022-2024 годах, которые в рамках испытаний будут запущены с макетами полезной нагрузки. Проект формально существует, но задумывался он совершенно иначе. Успех «Ангары» базировался на серийном производстве в большом количестве универсальных модулей, из которых можно собрать ракету любого класса от лёгкого (1 модуль) до сверхтяжёлого (7 модулей). Когда-то конвейер и массовость обеспечили успех Генри Форду, но с «Ангарой» этот фокус не прошёл. От «Ангары-А3» среднего класса отказались в пользу Союза-5, а от «Ангары-А7» отказались в пользу ещё более грузоподъёмного «Енисея». Нет универсальности, нет массовости, нет доступной цены. В конце прошлого года гендиректор КБ «Салют» оценивал стоимость пуска «Ангары-А5» почти в 100 млн долларов. Для сравнения: запуск «Falcon 9» сейчас обходится в 62 млн долларов, при том, что сама ракета без учёта услуг обходится примерно в 40,3 млн долларов.
«Ангара-Байкал»
А ведь мы могли бы быть первыми, кто начал возвращать первые ступени на землю и повторно их использовать. Проект «Байкал-Ангара» был представлен на выставке в Ле-Бурже в 2001 году, когда Илон Маск ещё и не помышлял о собственных ракетах. Суть в том, чтобы у первой ступени «Ангары» были оперение и шасси, как у самолёта, и она могла потом приземляться на аэродром. В 2019 году проект переродился в «Крыло-СВ», но перспективы пока туманные.
Лунная база
В начале 2006 года глава РКК «Энергия» Севастьянов обещал, что к 2015 году на Луне появится российская база. Настоящая, обитаемая, и мы окажемся первыми в современном мире, кто высадит на луну человека. Но, если сейчас внимательно посмотреть в телескоп, направленный на естественный спутник Земли, то ничего российского там не увидим. В 2018 году Дмитрий Рогозин рассказывал уже о создании не обитаемой, а посещаемой базы, на которой будут трудиться роботы-аватары. Новые сроки создания лунной базы были названы в апреле прошлого года – в 2025 году Роскосмос планирует отправить туда тяжёлую станцию «Луна-25». Но это будет вовсе не жилое помещение, и не системы жизнеобеспечения, а просто одиночная исследовательская станция, задача которой отработать технологию посадки, пробурить поверхность луны на 2 метра и изучить состав грунта. А пока наша реальность – лишь планы запуска относительно простой по мировым меркам автоматической станции «Луна-25».
Пилотируемый корабль «Клипер»
РКК «Энергия» проектировала универсальный многоразовый пилотируемый корабль «Клипер» с 2000 года. Именно он должен был доставлять космонавтов на Луну. А заодно он должен был заменить собой «Союзы». Планировалась коммерческая эксплуатация, проектом заинтересовалось Европейское космическое агентство. Но в 2007 году было принято решение закрыть проект из-за дороговизны его завершения. В США построенный по схожей схеме беспилотный «Boeing X-37» успешно выполняет задачи и проводит эксперименты для военных.
Транспортно-энергетический модуль
Межпланетный ядерный буксир мог бы стать уникальным предложением на рынке космических услуг. Он мог бы обеспечить доставку полезной нагрузки с минимальными энергетическими и временными затратами и на Луну, и на Марс. Разрабатывать его начали на «Энергии» в 2009 году. А первый экземпляр должен был появиться в 2018 году. Но к этому времени появились только технический проект, опытные экземпляры отдельных компонентов и оценка необходимых инвестиций в 13,2 млрд рублей. Сейчас рассчитывают лишь провести лётные испытания двигателей в 2025-2030 годах.
«Фобос-Грунт»
Автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» должна была достигнуть поверхности спутника Марса «Фобоса», взять образцы грунта и вернуть их на Землю. Однако из-за неисправности перелётного модуля покинуть околоземную орбиту в 2011 году так и не смогла. Форс-мажор, но проект изначально был обречён на провал: по заявлению главы комиссии по расследованию причин аварии Юрия Коптева, 62% микросхем «Фобос-Грунта» — это просто элементная база индустриального, а вовсе не космического класса. То есть она не рассчитана на работу в условиях космического излучения. Плюс ко всему, часть микросхем были импортными и «возможно контрафактными».
Пилотируемый корабль «Федерация»
После закрытия проекта «Клипер» РКК «Энергия» приступила к разработке нового пилотируемого корабля более традиционного формата, приземляющегося на парашютах. В 2009 его называли «ПТК НП», потом дали название «Федерация», а теперь он известен как «Орёл». Изначально его планировали запускать на несуществующей ракете-носителе «Русь-М», но проект закрыли в 2011 году. После этого выбор пал на перспективную «Ангару-А5П». Но через пару лет пришлось все переделывать под вывод «Федерации» на орбиту на другой ракете – Союз-5. Работали недолго, ведь в 2017 году опять было принято решение вернуть «Федерацию» на «Ангару-А5П». Ну а пока космонавты вынуждены летать на тесных «Союзах» - на прошлой неделе 9 апреля пришлось принять на борт американского астронавта, а нашего космонавта оставить на земле. Такая же проблема дефицита мест возникает и при отправке на МКС режиссера с актрисой будущим летом.
Ракета-носитель «Енисей»
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, необходимая для лунной миссии, могла появиться, но не появится. Внезапно, после заключения контракта на разработку проекта, в Роскосмосе осознали, что на недостаточно современная – двигатели керосиновые, а не метановые, ступени не возвращаются. В связи с этим проект отправили на доработку. Об этом «Новые Известия» уже подробно писали.
А пока Дмитрий Рогозин обещает к 2024 году всю страну покрыть спутниковым интернетом (повторение за «выдающимся энтузиастом космоса» Илоном Маском, как сам его назвал Дмитрий Олегович, стало уже традицией) и готовится в День космонавтики озвучить Владимиру Путину стратегические задачи «Роскосмоса». Но куда интереснее было бы услышать о достигнутых стратегических успехах.