Posted 9 апреля 2021, 17:48
Published 9 апреля 2021, 17:48
Modified 7 марта, 13:47
Updated 7 марта, 13:47
Ирина Мишина
Шоу "Голос.Дети" начало обрастать скандалами после того, как победу в шестом сезоне одержала дочь певицы Алсу Микелла Абрамова. Позже выяснилось, что результаты голосования были сфальсифицированы. В итоге победителями признали всех финалистов сезона. А недавно известный российский музыкальный критик Олег Кармунин назвал закулисье шоу "Голос. Дети" "самым страшным местом на Земле". По словам эксперта, те, кто долго работал на шоу и сбежал, не могут спать ночами, - "им приходят в кошмарах рыдающие дети". "Заплаканные дети - обычное дело за кулисами шоу "Голос. Дети", - уверяет Кармунин.
Объектом критики стали и так называемые «наставники». Актер, блогер Станислав Садальский обвинил жюри в непрофессионализме : "Бездарности в креслах лишены музыкального слуха и знаний, абсолютные профаны. Только Нагиев спасает ситуацию". Многие зрители согласились с мнением актера. В комментариях к посту они отмечают, что новый сезон детского «Голоса» вызвал у них разочарование. «Бедные дети теряются и не знают, как реагировать на выходки взрослых. А взрослые зачем туда пришли? Сами перед собой красуются, сами собой любуются. Не для детской передачи такое поведение», - пишут пользователи соцсетей.
В «Отзовике» десятки возмущенных комментариев по поводу некомпетентности жюри собрал пост Стыдно за Первый канал.
«Как можно ставить наставниками людей… не умеющих связать двух слов? Поэтому они и не выбирают сильных детей. Чему они смогут их научить?.. Они боятся сильных детей и их педагогов. Вот и весь секрет», - пишет автор.
Выбор наставников порой действительно вызывает вопросы. Пройти в финал обладателю академического вокала с правильным дыханием и поставленным голосом, исполняющему произведения на своем родном русском языке – миссия практически невыполнимая.
Некоторое время назад субъективность судейства шоу «Голос. Дети» уже спровоцировала скандал, который вышел далеко за пределы этого проекта. Его отголоски слышны до сих пор. Эта история произошла с обладателем уникального вокала Ярославом Якубчуком. Вокалист родился в Москве, он - россиянин, но сейчас живёт в Лондоне, там работают его родители. Ярослав считает себя русским и выступать решил именно на российском "Голосе", перед нашим зрителем. Редакторы попросили его исполнить арию "Nessun dorma" из оперы Пуччини «Турандот». Но, как вы правильно догадались, ни один наставник к Ярославу не повернулся. Более того, выступление мальчика не показали в эфире. Тогда 11-летний вокалист отправился на аналогичное шоу в Великобритании, где вызвал фурор среди профессионалов сцены, которые оперными певцами не являются, и заставил зал аплодировать ему стоя. Комизм ситуации в том, что Ярослав исполнял в Лондоне то же произведение, что и на российском «Голосе» - "Nessun dorma" Пуччини. Члены британского жюри были бесконечно удивлены, когда узнали о неудаче Ярослава на проекте "Голос Дети". В Москве же Ярослава не просто не взяли в проект – один из «наставников» заявил, что ему тут не место, поскольку «конкурс не оперный».
Мы связались с родителями Ярослава. Изначально планировали просто узнать о творческих планах и сольной карьере мальчика, но подробности произошедшего и детали закулисной стороны главного детского шоу страны показались нам не менее интересными. Ольга Элланская, мама Ярослава Якубчука, поделилась с нами своими впечатлениями о двух проектах детского «Голоса» - в Москве и в Лондоне:
- Ярослав никогда не учился в музыкальной школе. Он пел в церковном хоре. Регент заметила, что он выбивается из хора, и посоветовала обратить внимание на музыкальные задатки мальчика. Так Ярослав начал заниматься в частном порядке с выпускником Гнесинки. О шоу «Голос. Дети» мы, разумеется, слышали и однажды решили на удачу подать туда заявку, приложив записи произведений в исполнении Ярослава. Очень быстро пришел положительный ответ. Нас пригласили в Москву на предварительный кастинг. Успешно пройти его могут, как правило, те, с кем приезжают педагоги вокала. Дело в том, что на проекте «Голос. Дети» нет нормальной «распевки» перед выступлением, то есть нет подготовки. Нет педагогов, которые могли бы репетировать с детьми. Участники и их родители все организуют сами. Если ребенок вызывал интерес, его показывали руководителю дирекции музыкальных и развлекательных программ Юрию Аксюте. Таким образом, до попадания на слепые прослушивания ребенок проходил, по сути, 2 кастинга. Перед выступлением дети распеваются все вместе. Происходит такой коллективный «разогрев». С Ярославом никто персонально не работал. Он, десятилетний ребенок, фактически без репетиции начал впервые в жизни петь с оркестром и микрофоном на слепых прослушиваниях.
- А кто оплачивает расходы на проживание и питание детей на период записи программ?
- Проживание, транспорт – все за свой счет, и это значительные расходы. Например, нам приходилось каждый день ездить на такси за свой счет в Красногорск, где шли записи, хотя и циркулировала специальная маршрутка. Еда, вода для детей – все это должны были родители обеспечить своим детям сами. По крайней мере так было на проекте, в котором участвовал Ярослав.
- Как вам показалась атмосфера на российском шоу? В жизни все было так же доброжелательно и позитивно, как это выглядит в эфире?
- Съемки слепых прослушиваний всех участников шли всего 3 дня подряд. Они продолжались с утра до позднего вечера. Неожиданности начались, когда мы только приехали на съемки. Оказалось, что примерно 20 человек остались с прошлогоднего «Голоса», нам пришлось ждать, пока их прослушают. Это дети, которые прошли кастинг, но не попали на слепые прослушивания, потому что наставники уже сформировали свои команды. Тех, кто младше, детей 6-7 лет, просили пропускать вперед . Из-за этого мы оказались почти под сотым номером на 45 мест у наставников. Из-за этого атмосфера нам показалась достаточно нервозной. Также возникла неразбериха из-за скученности. Был еще один неприятный момент: все видят своих конкурентов и начинают желать им «добра», хотя внешне радуются за тех, кто прошел дальше. Дети испытывают в такой среде дискомфорт. Впрочем, это не мешало им играть в футбол за кулисами.
- Насколько я понимаю, слепым прослушиваниям предшествует достаточно серьезный кастинг, который не попадает в трансляцию по телевизору. Насколько он объективен?
- Уже на слепых прослушиваниях наставники практически открытым текстом говорят: «Мы отбираем голоса для песен, которые должны прозвучать на шоу на следующих этапах и в финале». Под эти песни и подбирают голоса детей. Поскольку это в основном современная эстрада, дети с академическим вокалом и оперными голосами оказываются за рамками проекта.
«Наставниками» в год нашего участия были Нюша (дочка бывшего солиста «Ласкового мая» Владимира Шурочкина - прим. Редакции), Валерий Меладзе и Дима Билан. У Билана, единственного готового поэкспериментировать, команда уже была набрана. От Нюши мы ничего не ждали. А в случае Валерия Меладзе стало ясно, что Ярослав не подходил под заранее отобранный репертуар. Хотя все специалисты, которые были на кастингах, все редакторы были потрясены тем, что к нему никто не повернулся. Дмитрий Нагиев сразу побежал к наставникам с криком: «Сволочи, что вы делаете?!». Но вскоре вернулся обратно со словами: «Кто-то потеряет работу». Кого именно он имел в виду, мы так и не поняли: то ли себя, то ли наставников. К нам также подошла редактор, у нее в глазах были слезы. Она начала нас успокаивать. Было видно, что ей неудобно за наставников.
- Наставники знают, к кому оборачиваются? Проще говоря, на шоу есть фавориты, которые «должны» пройти в следующие туры?
- Думаю, наставники не знают, кто поет.
- На шоу конкурсанты поют живьем или используется запись, фонограмму?
- Все дети поют живьем.
- Ярославу дали какие-то советы после российского «Голоса»? Что-то предложили? Одним словом, что дало ему это шоу?
- Никто ничего не советовал и не предлагал. Более того, нам "Первый канал" так и не выслал CD-диск с записью его выступления. И это стало вторым, возможно, самым неприятным потрясением для Ярослава. Дело в том, что школа, в которой он учится, небольшая. Там все знали о его поездке в Москву и о выступлении на шоу. Его готовились встречать, чуть ли не стенгазету выпустили. Но вот начинаются показы, а Ярослава не показывают! И среди друзей в школе пошли разговоры : «А был ли он там вообще?». Насмешки, домыслы… Все это не могло не ударить по ребенку. И у нас не было почти никаких доказательств участия Ярослава в «Голосе». Снимать нам было категорически запрещено – и во время записи, и на репетициях. Каким-то чудом я «подпольно» сняла Ярослава на генеральной репетиции. После того, как шоу вышло в эфир, я много раз звонила на Первый канал и просила прислать обещанный CD-диск. Мне долго обещали поискать, но в конце концов сказали, что все записи уничтожены.
- Как Ярослав попал на английский детский «Голос»?
- Чтобы как-то отвлечь ребенка после российского «Голоса», я предложила ему принять участие в конкурсе исполнителей классической музыки в Северном Лондоне. Там ему сказали, что надо обязательно показываться на публике. В это время в Лондоне как раз анонсировали новый сезон детского «Голоса». Все прекрасно знают, что шоу «Голос» – франшиза из Голландии, которая идет по всему миру. Но в каждой стране есть свои национальные особенности. Мы решили снова попробовать свои силы и послали туда запись. Очень быстро нам пришел положительный ответ, нас пригласили на кастинг на телеканал Ай-Ти-Ви (ITV). Именно там Ярославу было суждено стать финалистом и получить массу лестных отзывов. На английском «Голосе» к нему повернулись все 3 наставника. Они были безмерно удивлены, когда узнали, что на российском детском «Голосе» Ярослава не заметили и не пригласили в следующие туры.
- Российский «Голос» сильно отличается от английского?
- Формат этого шоу в Англии и в России один и тот же, но организованы конкурсы совершенно по-разному. В Лондоне организация более понятная, прозрачная и четкая. Перед слепыми прослушиваниями надо было пройти собеседование с психологом и продюсерами проекта. На российском «Голосе» психологического сопровождения детей не было. После собеседований и кастинга Ярослава опять попросили петь классику, причем очень были рады, что она не на английском языке. В организации все быстро и четко, никакой неразберихи, участники и их родители не сталкиваются друг с другом и не слышат, что и как исполняют другие дети. Для детей и для родителей это более комфортно, нет интриг, ссор, проявлений зависти, потому что человеческих контактов меньше. Устроители конкурса оплачивают отобранным участникам такси или компенсируют затраты на бензин и проживание в гостинице, в отличие от российского «Голоса», где абсолютно все за счет родителей. На каждого ребенка надо было заполнять форму, которая затем отправлялась в отдел образования, и там выдавали лицензию на право записи на телевидении. Записи в Лондоне шли не так молниеносно, как в России, они продолжались с февраля по апрель. За день максимум делалось 8-10 слепых прослушиваний. В Москве слепые прослушивания записали всего за 3 дня…
- А как происходит общение с наставником? Он занимается с подопечными?
- Наставник просматривает записи репетиций, дает указания. С каждым участником персонально и подолгу работает профессиональный преподаватель. В нашем случае он был из Королевской академии музыки. «Распевка» происходит перед предварительным кастингом и перед телевизионными турами, причем с каждым участником работают персонально, а не коллективно, как на российском «Голосе». Она более длительная, примерно час. Ведь чем лучше человек «распоется» - тем лучше он будет звучать и не сорвет голос. В английском детском «Голосе» этому уделяли большое внимание. Что касается наставника, он, возможно, корректирует репертуар, но ничего не навязывает. Выбор песни для второго этапа (баттлы) не подлежит обсуждению с участником, но на полуфинал и финал делается совместный выбор. И еще важный момент: после слепого прослушивания, когда Ярослав выбрал наставника – им стал певец Уильям Адамс, или Will.i.am – тот сразу подошел к нам, к родителям, сказал добрые напутственные слова, причем на русском. На российском «Голосе» такого нет. На английском шоу наставник примерно в течение часа репетировал с Ярославом перед выступлениями. В это время он давал непосредственные советы.
- В Лондоне на детском «Голосе» Ярослава ограничивали в репертуаре, говорили о том, какие произведения предпочтительны?
- Кроме классики Ярослав предлагал Фредди Меркьюри, но продюсеры и музыкальные советники попросили петь именно классику потому, что ее мало поют другие дети. Дети с академическим вокалом там поют наравне с «эстрадниками», их не отсеивают, как в России. Более того, Ярославу в финале дали арию Фигаро из оперы «Севильский цирюльник». Кстати, интересно, что после того, как Ярослава показали по английскому телевидению, нас моментально нашли российские журналисты и начали буквально «бомбить» просьбами об интервью. LiveNews, РИА Новости, Москва-24, «Стархит»…
Пост скриптум. После триумфа. Многие, вероятно, думают, что после оглушительного успеха на английском «Голосе» Ярослав Якубчук начал сольную карьеру. Это не так. Сейчас у него ломается голос, и он не поет. По крайней мере, пока. Ярослав увлекся техникой, съемками клипов, интернет-технологиями, с головой ушел в учебу.
Возможно, косвенной реакцией на скандал с Ярославом Якубчуком стало интервью руководителя дирекции музыкальных программ Юрия Аксюты телеканалу RT. «Во-первых, мне кажется, молодой талант ничем и никем не должен быть ограничен. Поэтому защищать его или создавать специальные сложные или непреодолимые «заборы» вокруг таланта, лишь бы его не коснулась внешняя жизнь, никоим образом нельзя. Нельзя создавать тепличных условий для развития человека», - считает Аксюта.
Спартанские условия, ничего не скажешь. Впрочем, российский шоу-бизнес – это прежде всего бизнес. К поддержке и развитию юных талантов он, судя по всему, не имеет никакого отношения.