Posted 8 апреля 2021, 18:49
Published 8 апреля 2021, 18:49
Modified 7 марта, 13:47
Updated 7 марта, 13:47
Юлия Сунцова
Согласно паспорту нацпрограммы «Цифровая экономика» на сайте Правительства РФ, за 2019-2024 годы планировалось потратить почти 1,7 триллионов рублей. Затраты на развитие цифровой экономики к 2024 году должны были достичь доли в 5,1% от ВВП страны – то есть в три раза больше по сравнению с 2017 годом.
Как красивая теория о цифровой экономике выглядит в реальности - в повседневной жизни россиян? О своем опыте взаимодействия с перешедшими на цифровые рельсы государственными структурами «Новым Известиям» рассказал житель Москвы Григорий Тельнов.
Мама Григория три года назад вышла замуж в Испании, и в настоящее время ей необходимо собрать в России ряд справок для оформления вида на жительство.
Приехать на родину из-за закрытых границ с Европой на период пандемии она не может, поэтому выписала доверенность на представление интересов, с которой Григорий и пошел по казенным учреждениям.
- Последние месяцы пришлось плотно сталкиваться с госуслугами. В марте в Ижевске, по месту старой прописки мамы, получал справку о несудимости. Затем в Москве ее апостилировал. До этого в российском консульстве в Барселоне выписывали на меня доверенность на получение этой справки в России [прим., территория консульства находятся под юрисдикцией РФ]. Три бумажки я пытался получить – и все через одно место. Всякий раз это было сопряжено со сложностями, муторно, неорганизованно. Я не говорю, что каждая услуга так оказывается, но в моем случае три обращения подряд прошли криво, - рассказывает собеседник.
Заказать российскую справку о несудимости можно через портал Госуслуг. При подаче заявитель указывает вид, в котором он желает получить эту справку. Для этого проставляет галочку напротив электронного либо бумажного формата. Электронный вид устраивает работодателей в России, но в случае с мамой Григория требовался бумажный формат, так как справку еще нужно было апостилировать и вывозить за рубеж.
- Я всё сделал правильно. Заполнил форму заявления на Госуслугах, указал место получения справки - Ижевск, вид - бумажная. Через отведенное на изготовление документа количество дней мне хватило ума предварительно позвонить – узнать, готова ли бумажная справка. Мне отвечают: «Справка готова. А разве вам бумажная нужна?». Вы что не видите там галочку напротив бумажного формата? На том конце провода была глубокая растерянность: «А, да? Ну, ладно, тогда не готова». Если бы я специально не перепроверил и прилетел на пару запланированных дней в Ижевск, мне бы, наверное, ответили: «Ой, извините, мы не заметили галочку, приходите через неделю», - рассказывает Григорий.
В конце концов бумажную справку ему выписали. Поход в ведомство был омрачен диалогом с живым представителем удмуртского МВД.
- Сидела такая недовольная тетенька. Средних лет и среднего телосложения. С длинными крашенными ногтями. На лице у нее недвусмысленно читалось: «И что вы все сюда прётесь?» Такой типичный совок. Я говорю – вот, нужна такая справка, вот доверенность на получение. Она спрашивает: «Где оформляли?» Я отвечаю: «Здесь, у вас». Она мне: «Тогда у вас должна быть опись». Я ей: «Какая опись? Я оформлял заявку с выдачей в вашем подразделении, через сайт Госуслуг». И тут она переходит на крик: «Так и говорите мне, что на сайте Госуслуг». Тут уже я сорвался – если хочешь узнать, как оформлял справку, так и спрашивай – КАК оформлял, КАКИМ ОБРАЗОМ оформлял, а не ГДЕ… То есть сотрудница, с точки зрения русского языка, не очень некорректно формулирует вопросы и при этом бочку катит на посетителя. Справку в итоге выдала, но ее культура общения – конечно, отдельная песня.
После этого эпизода Григорий полетел в Москву апостилировать выданную в Ижевске справку (апостиль – штамп, стандартизированное заверение легальности документа, выданного на территории одной страны, для предъявления на территории других стран). Данную услугу оказывает ГИАЦ МВД России на Новочеремушкинской улице в Москве.
- Информации о предстоящих процедурах не то, чтобы много в интернете, но она есть. На сайте ГИАЦа посетителей просили «в связи со сложной эпидемиологической обстановкой» записываться заранее. Отыскать ГИАЦ в дебрях Госуслуг тоже не скажу, чтоб было совсем просто. В общем, нужно было сильно постараться. Было требование об оплате госпошлины – 2,5 тысяч рублей. Реквизиты можно найти на сайте Госуслуг. На страничке самого ГИАЦ, к слову, никаких реквизитов не было. Одна рука уже тянулась оплатить эту сумму по счету, который был указан на Госуслугах. И опять же мне хватило сообразительности позвонить в этот ГИАЦ. Отвечают: «Ой, а вы не платите по тем реквизитам, у нас тут в январе всё поменялось». Шел февраль, обновить реквизиты они не успели, - рассказывает Григорий.
На сайте ГИАЦа и Госуслуг были указаны даты и часы приема посетителей: первая и третья суббота месяца. Рабочие субботы - это удобно! Наш герой выбрал первую субботу – 6 марта. Ему пришло УВЕДОМЛЕНИЕ, подтверждающее запись.
- Я перелопатил интернет, потому что на сайтах информация была не исчерпывающая. Я всё сделал по инструкции. Предварительно записался. На всякий случай позвонил удостовериться, ждут ли меня. Ответили – ждем. Каждую первую и третью субботу каждого месяца ждем. Как добропорядочный гражданин я всё сделал правильно. С талончиком в рабочие часы приперся на Новочеремушкинскую. Дверь – на клюшке. Всё закрыто, никаких объявлений. Представьте мое возмущение. Стучу – выглядывает сторож. Трясу записью. Он отвечает: «Предпраздничный день, никого нет». Тут я вскипел, конечно, - рассказывает Григорий.
Придя домой, он написал жалобы в ГИАЦ МВД и министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву.
Пришлось перезаписаться на другую дату.
На сайте ГИАЦ МВД сказано, что предварительная запись обязательна. На месте выясняется, что это не обязательна совершенно, а выданные номерки – никуда не упираются. На входе в учреждение, как в банках, стоит автомат по выдаче уже других номерков, принимают в порядке живой очереди по распечатанным на месте талонам.
После преодоления начального левела с талончиками переходишь на новый: оплата госпошлины.
- Только на месте тебе дают реквизиты и ты должен идти оплачивать пошлину в банк. Не сказать, что банк находится близко. Можно, конечно, оплатить через Сбербанк-онлайн, но у кого-то же его может не быть. Далее – идешь в банкомат Сбербанка для распечатки квитанции об оплате пошлины. Но! Это же Сбербанк. Банкомат Сбера толком не работает, квитанцию не выдает! Сотрудницы в окошках, кстати, довольно доброжелательны были: «Ну и черт с ним, потом распечатаете и донесете». В инструкциях же в описании предоставления услуг вообще сказано, что не должны требовать чек об оплате пошлины - у них якобы внедрено внутреннее взаимодействие с казначейством и Минфином. Но на месте они говорят: «Ой, ничего не видим, что вы там платили. А казначейство так долго может подтверждать, что оказание вам госуслуги может затянуться». Опять несоответствие декларируемого с реальностью, - говорит собеседник.
Вторую справку Григорию изготовили в срок. Курьезный случай догнал, когда он вновь пришел на Новочеремушкинскую за выдачей.
- Подошел к окошку. Смотрю – лежит шоколадка. «Ой, у вас тут лежит. Кто-то забыл? Взятка?» - спрашиваю с иронией. «Ну, типа того, - признаются. - Можете себе забрать или лучше выкинуть».
Молодцы, честные! У нас в этом смысле люди всё еще считают, что, получив услугу даже не самого высокого качества, оплатив госпошлину, надо чиновника отблагодарить. Не написать отзыв, не послать замечания, а принести ту самую шоколадку - за то, что не нахамили, не навредничали. С врачами и учителями то же самое…
От знаменитых советских стандартов обслуживания, к слову, не спрятаться и в российских консульствах за рубежом.
- Доверенность на получение маминых документов в России получал в Барселоне. Во-первых, очень сложно записаться. «Номерки» нужно караулить с ночи, спрос очень высок – много россиян живет в Испании. В назначенную дату приезжаешь Барселону и снова оказываешься в мире кривых зеркал. Оказалось, что мы должны были сами заранее доверенность написать и распечатать, а они ее только заверяют, хотя нигде об этом не написано. Сколько я спорил по поводу слова «оформление». В моем понимании, «оформление» - это когда документ не заверяют, а пишут и заверяют, ну, как у нотариуса. При этом, когда тебе приходит подтверждение даты записи, никаких указаний о том, из чего конкретно должен состоять твой пакет документов, нет. Перчатки и маски - да, нужны. Про всё остальное молчат. Что мешает подробно прописать порядок получения госуслуги в письме о подтверждении записи? Мы же не одни такие. На сайте ценной информации тоже мало. А ведь ты платишь немалую госпошлину – около 50 евро, кажется.
Пока сидишь в приемной, видишь, как страдают люди. Самая распространенная история у соотечественников за рубежом – истечение сроков загранпаспорта. Чтоб улететь домой, нужно получить справку. Приезжают люди. Отстаивают очередь. Берут бланки. Заполняют бланки. Отдают бланки обратно в окно. А им говорят: «А где фотографии?» А когда вы бланки выдавали, не могли предупредить об этом? Сотрудники в консульстве в Барселоне разговаривают «через губу», хамят, отношение к визитерам никакущее, наплевательское. В Книге жалоб в основном негативные отзывы. МИД такой МИД, подытоживает собеседник.
После каждого посещения «окошек» Григорий писал чиновникам длинные письма. В последнем ответе врио начальника Оперативно-справочного центра ФКУ «Главного информационно-аналитического центра МВД РФ» Д.В. Гуненков даже признается, что предварительная запись на приём в информационной системе ведомства не отобразилась, в связи с чем уведомить об отсутствии приема в предпраздничный день не представлялось возможным. Клерк принес извинения за доставленные неудобства, обещал принять к сведению и проанализировать все замечания и повысить качество услуг.
- Удивительно, но через пару дней после последней жалобы мне позвонил сотрудник ГИАЦ МВД. Извинялся. Я с ним поговорил. Конструктивно, как мне показалось. Он подтвердил, что сайт Госуслуг никак не синхронизирован с МВД. Меня это поразило: они не видят, куда и когда там человек записывается. Я объяснил, чего я хочу. Во-первых, не вводите в заблуждение на сайте и в инструкциях по поводу обязательности предварительной записи. Второе: если запись по каким-то причинам отменяется – ну, позвоните или напишите. Третье – реквизиты. Третий месяц пошел после их смены. Товарищи, что вам мешает уже их заменить на новые на своем сайте и на сайте Госуслуг? Неужели это так сложно? Представляю, сколько людей на это попало. Почему заставляете бегать и нервничать по этому поводу?.. Ну, и последнее, может, всё-таки можно в 21 веке как-то услугу по апостелированию оказывать за один прием, а не ездить дважды: сначала привозить заявление и справку, потом возвращаться забирать.
Пока Григорий входил роль ждуна в бюрократических коридорах, увидел еще несколько ситуаций с другими посетителями, которые тоже были готовы рвать волосы на голове.
Молодой человек, например, приезжал ставить апостиль на дипломе об образовании. «Какие дипломы? У нас только справки и несудимости», - мило ответили ему.
- Если ты самостоятельно и глубоко не изучишь вопрос в интернете, не посвятишь этому достаточно времени, то понять, как всё это работает, непросто. За одинаковой по сути услугой – апостилем отправляют то в МВД, то в Минюст, то в МФЦ. Всё разбросано. Туманно. Никаких наглядных, внятных инструкций не сыскать. Всё не для людей, как у нас говорят. Много-много расстроенных граждан в этих коридорах я встретил...
***
В прошлом году Счетная палата назвала нацпроект «Цифровая экономика» аутсайдером среди всех других президентских нацпроектов по уровню исполнения бюджета и заявила, что кураторам не удалось выправить положение.
Провал нацпроекта признал и спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Год назад, 8 апреля, на пресс-конференции он заявил, что цифровые технологии нацпрограммы "Цифровая экономика" не работают.
«Министерство связи и массовых коммуникаций свою ответственность за развитие цифровых технологий в настоящий момент провалило. Я надеюсь, что новое правительство сможет собраться и выстроить эффективный механизм реализации национальных целей в части развития сквозных технологий», - сказал он.
До окончания госпрограммы по строительству цифровой экономики в России - три года. Половина срока - за плечами. Надежда одна – на чудо…