Сергей Баймухаметов
В коротком интервью на радио «Комсомольская правда» Жириновский предложил позвать в Россию на жительство граждан из Казахстана и бывших советских республик Центральной Азии. Итак, цитируем:
«Дадим им жилье в пустующих деревнях России, пусть там живут. Они же хорошие земледельцы. Допустим, казахи и киргизы - кочевники. Там больше лошади, верблюды, овцы. А таджики и узбеки - это земледельцы. А у нас сколько пустующих земель с готовыми домами? Вот такой должен быть государственный подход. В стране должно быть не 150 миллионов, а 200 миллионов населения».
Приступим к детальному разбору, анализу. Из последней фразы ясно, что Жириновский имеет в виду не приглашение на сезонные работы, а на постоянное жительство, предоставление российского гражданства и, тем самым, улучшение демографической ситуации, которая на сегодняшний день - критическая. По прогнозам, к 2050 году население может сократиться до 125 миллионов человек. С нынешних 146 миллионов.
Конечно, в предложении Жириновского есть детали, на которые необходимо обратить особое внимание. Например, «пустующие земли с готовыми домами». Но они ведь юридически кому-то принадлежат, в основном – детям и внукам ушедших из жизни деревенских родителей, бабушек и дедушек. Как их «дать» мигрантам? Конечно, если будет государственная программа, эти вопросы так или иначе могут быть решены. Государство может выкупить заброшенные дома и поселить там мигрантов – на первое время. А земля? В 2020 году правительство приступило к подготовке мер по изъятию неиспользуемых сельскохозяйственных земель. По данным Росреестра на 2019 год, общая площадь сельхозугодий - 197,7 миллиона гектаров. Из них не используется по назначению до 80 миллионов гектаров.
По заключению заместителя председателя аграрного комитета Госдумы Владимира Плотникова, в Центральной России - Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях - не используется до половины площади пашни.
В России с 2014 года наложен запрет на ввоз продовольствия из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии, с 2015 года – из Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории. Вступила в действие так называемая программа импортозамещения. Она была с восторгом встречена хозяевами агрохолдингов – гигантских объединений, владеющих основными площадями земли и перерабатывающими предприятиями. К их великой радости наша власть уничтожила их конкурентов, ввозивших в страну дешевое продовольствие из Европы, США, Канады, Австралии. С 2014 года они – монополисты. Монополистами стали и фирмы-импортеры, ввозящие продукты из других стран.
26 марта заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов на международной конференции «Рынок сахара стран СНГ 2021» сообщил, что выполнена программа продовольственной безопасности по самообеспеченности сахаром. Теперь Россия весь продаваемый в магазинах сахар производит сама.
Только министр не уточнил – по какой цене. По данным Росстата, в 2020 году цены на сахар-песок выросли на 64,5%. Однако президент Путин на совещании в конце прошлого года выговаривал членам правительства: «Куда, куда вы смотрите-то?.. Сахарный песок — почему цены выросли на 71,5%?» Это – только за один 2020 год. За тот же год гречка подорожала на 39,6%, куриные яйца - на 28,22%, подсолнечное масло – на 26,59%.
Пользуясь тем, что нет конкуренции, российские производители с 2014 года постоянно взвинчивали цены. За 6 лет цены на некоторые продукты питания выросли до 200%.
Но и этого им мало. Как только правительство зафиксировало цены на сахар, производители с 1 апреля остановили отгрузку его в магазины. Ждут, когда государство перечислит им субсидии по 5 рублей за килограмм. Своего (и прежде всего – чужого) никогда не упустят.
Журналисты екатеринбургского сетевого издания Znak.com провели контрольные закупки в магазинах в 2014-м (после введения запрета на ввоз продуктов из Европы, США, Канады и Австралии) и в октябре 2020 года.
Двухкилограммовая пачка муки «Увелка» в 2014 году стоила 45,67 рублей, в октябре 2020-го - 74,49 рубля (плюс 63,1%).
Говяжья тушенка (банка по 525 граммов) с 2014 года подорожала на 77,9%, консервированная горбуша (банка по 245 граммов) - на 163,39%, консервированная скумбрия - на 161,9%.
Маслины - на 140,3%, кукуруза Lutik - на 95,99%, консервированный зеленый горошек - на 67,67%.
Вместо «Уральской» сметаны за 69,6 рубля - «Ирбитская» за 103,55 рубля.
Вместо сливочного масла «Буренка» - «Талицкое», дороже на 91%.
И так по всей стране. Только надо еще прибавить резкое подорожание продуктов за три месяца нового года.
Сопоставим рост цен с ростом пенсий россиян. 29 марта Минтруд доложил Совету Федерации, что за пять лет «уровень пенсионного обеспечения увеличился более чем на 3 тысячи рублей, и средний размер пенсии по России на 1 января 2021 года составил 15 744 рубля».
То есть – на 19%.
Теперь представим, что предложение Владимира Жириновского примут и воплотят в деталях как государственную программу.
Сейчас в личных подсобных хозяйствах (данные Минсельхоза на начало 2020 года) производится до 28,2% сельскохозяйственной продукции. Что будет, когда к ним прибавится то, что произведут мигранты? Пока – только в личных подсобных хозяйствах, потом, естественно, часть их перейдет уже в разряд фермеров.
Казахи в Россию особо не едут, а вот киргизы, таджики и узбеки - далеко не против. Они испокон веков не имели в достатке земли, каждый клочок ценили на вес золота, возделывали его с невообразимым для нас тщанием. (Был в Таджикистане, видел, как в горах собирают землю, скопившуюся за годы вокруг валунов, и в мешках доставляют на свои каменистые приусадебные участки.) Что они сделают с полученной землей? В ладонях будут перетирать каждый комочек, поливать потом каждый сантиметр, выращивать все, вплоть до арбузов и дынь, начнут развивать мясное и молочное животноводство...
И все выращенное вывезут на рынки.
И обрушат цены, установленные монополистами-агрохолдингами?
Непременно обрушат, если так и будет. Но никто этого не позволит. Все тут завязано так, что план Жириновского, даже если будет принят, натолкнется на сопротивление нерушимого блока хозяев агрохолдингов и заинтересованных чиновников. И увянет на корню.
Для полноты, для образности картины напомню анекдот советских времен, характерных тотальным дефицитом мяса. В зоопарке посетители читают на клетке со львом его дневной рацион: столько-то требухи, столько то костей, столько-то мяса. И удивляются, спрашивают друг друга: неужели он все это съест? Оказавшаяся рядом зоопарковская дворничиха отвечает: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?»