Posted 31 марта 2021, 06:21
Published 31 марта 2021, 06:21
Modified 7 марта, 13:59
Updated 7 марта, 13:59
Авторитетный британский научный журнал BMC Infectious Diseases (Лондон) опубликовал статью за авторством девяти иранских учёных, посвящённую результатам исследования эффективности и безопасности российского препарата «Арбидол».
«Лечение пациентов с COVID-19 включает поддерживающую терапию, в основном направленную на облегчение симптомов болезни. Хотя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендовала никаких эффективных методов лечения COVID-19, имеются некоторые отчёты об использовании противовирусных препаратов. Целью нашего исследования было определить, каково влияние арбидола на заболевание COVID-19», - отмечают в своей статье Марзех Ноджоми, Зейнаб Яссин, Хоссейн Кейвани, Махин Джамшиди Макиани, Марьям Рохам, Азаде Лаали, Насир Деган, Мехрназ Наваеи и Митра Ранджбар.
В материале говорится о том, что Институтом медицинских наук (Iran University of Medical Sciences) в Тегеране в прошлом году – с апреля по июнь – было проведено так называемое рандомизированное контролируемое исследование эффективности и безопасности арбидола на пациентах с лабораторно-подтверждённым COVID-19 (номер регистрации подтвержден редакцией).
Пациенты были случайным образом распределены на две группы: первая получала гидроксихлорохин и калетру (лопинавир-ритонавир), а вторая группа принимала гидроксихлорохин с отечественным арбидолом.
В данном исследовании оценивалась продолжительность госпитализации, улучшение клинической картины через 7 дней после госпитализации, а также влияние на симптомы кашля, одышки и лихорадки.
Большинство пациентов в обеих группах были мужчинами (66 % с арбидолом и 54% с калетрой). Средний возраст пациентов составил 56,6 (17,8) лет в группе, принимавшей арбидол, и 56,2 (14,8) года в группе, принимавшей калетру.
В своей публикации иранские учёные отмечают: продолжительность госпитализации в группе, которой давали арбидол, была значительно меньше, чем в группе, принимавшей калетру (7,2 против 9,6 дней; р = 0,02).
Продолжительность лихорадки была почти одинаковой в обеих группах (2,7 с арбидолом против 3,1 дня с калетрой). А вот уровень периферической кислородной сатурации различался через 7 дней госпитализации значительно: 94 % с арбидолом против 92% с калетрой.
Сатурация, напомним, это показатель насыщения крови кислородом. В случае, если у пациента выявлена пневмония, это очень важный прогностический показатель. В норме сатурация должна составлять 95 % - 100 %, что указывает на нормализацию состояния организма, в частности органов дыхания на фоне терапии арбидолом.
«Насколько нам известно, данное рандомизированное контролируемое исследование является первым исследованием в Иране, в котором подчёркиваются преимущества монотерапии арбидолом для лечения госпитализированных пациентов с COVID-19. Мы показали, что арбидол, по сравнению с калетрой, значительно способствует клиническим и лабораторным улучшениям, включая показатели периферической сатурации кислорода, необходимость госпитализации с размещением в отделении интенсивной терапии, длительность госпитализации, необходимость проведения КТ грудной клетки, уровни лейкоцитов и СОЭ», - сообщают иранские учёные.
Ирина Ленева, доктор биологических наук, заведущий лабораторией экспериментальной вирусологии ФГБНУ НИИВС им. И. И. Мечникова прокомментировала «Новым Известиям» исследование учёных из тегеранского Института медицинских наук:
«COVID-19 является вновь возникшим заболеванием, поэтому окончательные стандарты его лечения пока не определены. Создание новых специфических таргетных препаратов для лечения конкретно именно этой новой инфекции является длительным процессом, занимающим при наилучшем стечении обстоятельств несколько лет.
В этой связи всё медицинское сообщество фокусируется на использовании уже существующих зарегистрированных противовирусных препаратов широкого спектра действия, к которым, в частности, относятся и комбинации лопинавира и ритонавира (калетра), гидроксихлорахин, а также умифеновир.
Умифеновир (арбидол) – это отечественный оригинальный препарат прямого противовирусного действия, данные о широком спектре его активности в отношении различных вирусов получены в ведущих лабораториях мира.
Эффективность и безопасность применения умифеновира были подтверждены в многочисленных регистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях, препарат зарегистрирован в КНР и ряде других стран, широко используется для лечения и профилактики ряда вирусных инфекций.
Сразу же после возникновения новой коронавирусной инфекции в нескольких лабораториях мира были получены экспериментальные данные о его противовирусной активности в отношении этой инфекции, что явилось предпосылкой начала его использования для лечения пациентов с COVID-19.
В частности, в работе иранских ученых показано преимущество использования комбинации гидроксихлорохина и арбидола против комбинации гидроксихлорохина и лопинавира и ритонавира (калетра) в снижении клинических признаков заболевания, нормализации уровня сатурации и состояния организма.
Несмотря на то, что это исследование сделано на небольшой выборке пациентов, важно то, что данные этого исследования совпадают с данными, по крайней мере, трёх клинических исследований учёных в КНР, где арбидол уже включён в официальные стандарты лечения COVID-19.
В этих испытаниях также показана более выраженная эффективность арбидола по сравнению с Калетрой в снижении смертности, уменьшении времени госпитализации и времени до негативного результата анализа РНК вируса в носоглоточных смывах.
При этом хочу подчеркнуть, что при равнозначных результатах исследований эффективности разных противовирусных препаратов в отношении новой коронавирусной инфекции, умифеновир (арбидол) обладает наиболее благоприятным профилем безопасности.
Несмотря на многочисленные экспериментальные и клинические данные об эффективности арбидола и ряда других противовирусных препаратов, включенных в стандарты лечения, для формирования бесспорной доказательной базы нужны дальнейшие масштабные клинические испытания с хорошим дизайном, а также систематизация полученных данных в обзорах и мета-анализах».