Posted 27 марта 2021, 12:37
Published 27 марта 2021, 12:37
Modified 7 марта, 14:01
Updated 7 марта, 14:01
Виктор Кузовков
И это стало если не совсем сенсацией, то весьма и весьма резонансной новостью – проекты такого масштаба относятся к категории наиболее сложных и дорогих в космонавтике, которая и без того особой дешевизной не отличается.
То, что Россия в своем нынешнем положении способна взяться за решение такой серьезной задачи, уже само по себе способно вызвать удивление. Но настоящей сенсацией стало то, что первый полет нового космического челнока может состояться уже через пять лет. Такие скорости разработки являются чем-то невиданным в аэрокосмической отрасли, и пока трудно понять, является ли это некой «тактической хитростью» менеджмента компании, желающего привлечь к своему проекту как можно больше внимания (а затем, разумеется, и приоритетное финансирование), или Россию, что называется, «припекло», и решено делать новый корабль ускоренными темпами.
Если говорить о самой возможности создания столь сложного космического корабля в такие короткие сроки, то её, с некоторыми оговорками, можно назвать вполне реальной. Дело в том, что Россия уже имеет опыт создание многоразового космического челнока. Точнее, не Россия, а СССР. В восьмидесятых годах, как известно, была закончена разработка проекта «Буран» - крылатого космического корабля, способного выводить в космос полезную нагрузку с помощью ракеты «Энергия», а затем возвращать на Землю полезную нагрузку массой до 20 тонн.
Разработчиком «Бурана» было именно НПО «Молния». Проект получился масштабным, отчасти даже громоздким и, увы, в условиях развала СССР просто невостребованным. Тем не менее, реальный полет «Бурана» в 1988 году показал, что советская промышленность способна решать сложнейшие задачи на высочайшем технологическом уровне. Более того, «Буран» стал первым в мире космическим аппаратом, совершившим полностью автоматический полет с последующим приземлением в самолетном режиме. За его стартом, а затем и посадкой, следила не только вся страна, но и добрая половина мира.
Да, впоследствии оказалось, что масштабные проекты вроде американского «Space Shuttle» и российского «Бурана» имеют не только технические и маркетинговые сложности, но и большие концептуальные программы. Американцы, создававшие свой челнок с прицелом на «Звёздные войны» и обслуживание сотен военных спутников, после победы в Холодной войне быстро поняли, что целый флот из нескольких Шаттлов им просто не нужен. А две катастрофы этих кораблей привели к окончательному закрытию программы. Для «Бурана» же подходящих задач не было изначально – стремительного разрастания спутниковой группировки в СССР не планировали, необходимости во множестве запусков челноков и спуске с орбиты десятков спутников, требующих технического обслуживания или модернизации, тоже вроде не требовалось. Проект «Буран» даже некоторые его создатели считали напрасной тратой денег, хотя все признавали, что он позволил сильно продвинуть технологические производства в СССР.
Но все-таки признаем – это была эпохальная страница в истории мировой космонавтики. И то, что впоследствии детища американских и российских конструкторов оказались не у дел, не ставит крест на многоразовых системах, как таковых. Тем более, что наши вечные конкуренты в этом вопросе, американцы, давно создали другой многоразовый космический челнок.
Еще в 1999 году американцы начали работу по созданию экспериментального космического самолета, впоследствии ставшего известным как Boeing X-37B. В апреле 2010 года состоялся первый полет этого многоразового корабля. С тех пор он совершил шесть космических полетов, провел на орбите, суммарно, несколько лет, но рассказать о нем почти нечего – данный аппарат считается одним из самых секретных космических объектов, а об экспериментах и заданиях, осуществляемых с его помощью, обычно ничего не рассказывается.
Тем не менее, известно, что Boeing X-37B существенно компактнее своих предшественников. Его длина составляет всего 8,9 метра, размах крыльев достигает 4,5 метра, а высота до верхней точки хвостового оперения достигает 2,9 метра. При таких габаритах его полетная масса составляет примерно 5 тонн, а масса полезной нагрузки доходит до 900 килограммов. В сравнении с «Бураном», способным вывести на орбиту 30 тонн, а спустить с неё 20 тонн полезной нагрузки, не очень много. И тем не менее, похоже, что именно такая размерность может быть востребована современной космонавтикой.
Российские СМИ поспешили отреагировать на новость о создании нового российского челнока почти стандартным его сравнением с американским, упомянутым выше. Некоторые прямо пишут, что это будет аналог американского аппарата. Однако, если исходить из имеющихся данных, это, мягко говоря, не совсем достоверная информация.
Прежде всего, будем помнить о том, что американский челнок является полностью автоматическим. Также не будем забывать, что он выполняет исключительно секретные военные задания, то есть, создан в интересах американских военных и оборонной промышленности. Российский же челнок должен получиться несколько иным.
В августе прошлого года Дмитрий Рогозин, глава «Роскосмоса», поручил разработать варианты пилотируемого многоразового космического аппарата для гражданских нужд, а именно для замены корабля «Союз МС». Данный пилотируемый транспортный корабль обычно используется для доставки на низкую околоземную орбиту космонавтов и различных грузов. Говоря простым языком, это основной способ доставки космонавтов и снабжения на международную космическую станцию. Только после доставки космонавтов и грузов он просто падает на Землю и сгорает в плотных слоях атмосферы.
То есть, мы можем быть практически уверены в том, что разработка НПО «Молния» будет пилотируемой, а это предполагает совершенно иные требования, связанные с функционированием и жизнеобеспечением экипажа. Либо, что тоже весьма вероятно, система управления будет комбинированной – автоматической, с возможностью перехода на ручное управление. Но в любом случае предполагается, что требования к кораблю будут существенно выше из-за возможности размещения там, хотя бы на время, экипажа МКС или другой орбитальной станции.
Если так, то можно предположить, что новый российский многоразовый челнок будет крупнее, чем Boeing X-37B. Насколько, это вопрос открытый, но очевидно, что в скромные размеры американского челнока просто невозможно будет вписать экипаж из нескольких человек, систему жизнеобеспечения и полезную нагрузку. В то же время, согласно информации из некоторых источников, на орбиту новый челнок должен выводиться ракетой-носителем «Союз», полезная выводимая нагрузка которой составляет чуть больше семи тонн. А это всего на две тонны больше, чем у американца…
Также отмечается, что разработка НПО «Молния» должна потеснить иностранных конкурентов на рынке космических запусков. Откровенно говоря, заявление довольно спорное, ибо запуск многоразового челнока всегда дороже, чем запуск просто спутников, без сопутствующей нагрузки. В то же время, иногда спутник может быть не основной, а попутной нагрузкой, и в этом случае его вывод на орбиту, действительно, может оказаться более дешевым, чем у конкурентов. Но в любом случае, это выглядит, как еще одно противоречие.
Увы, достоверной информации о тактико-технических характеристиках нового многоразового аппарата у нас нет. Презентация макета этого челнока была проведена на форуме «Армия 2020» в закрытом режиме, только для ограниченного круга лиц. Это, кстати, немного противоречит разговорам о чисто гражданском статусе разработки, но допустим, разработчики просто не хотят раньше времени раскрывать все секреты. То есть, речь идет не о государственной, а о коммерческой тайне.
В принципе, зацикливаться на имеющих место нестыковках и противоречиях особого смысла нет. Практически любой масштабный проект, особенно, в таких чувствительных сферах, как космонавтика, поначалу так и выглядит – противоречиво и таинственно. Тем более, что применительно к космосу практически не бывает чисто гражданских проектов – даже то, что изначально создавалось для гражданских нужд, обычно можно приспособить для войны, шпионажа или закрытого обмена данными. Не исключение, разумеется, и новый российский челнок.
Давайте просто иметь в виду, что в реальности новый космический корабль может оказаться чуть-чуть другим. Скорее всего, если он действительно окажется пилотируемым, вес нового челнока будет несколько выше семи тонн, а запускать в космос его будут при помощи другой ракеты, например, ракеты-носителя «Ангара» или другого носителя, способного вывести на низкую опорную орбиту груз массой около десяти тонн. Также предположим, что запускаться он, в отличие от «Бурана» и американских Шаттлов, будет в верхнем положении, то есть, на вершине ракеты-носителя. При таком расположении нет риска повредить челнок отлетающими от носителя частями, что однажды привело к гибели шаттла «Колумбия».
А главное, в любом случае не может не радовать готовность России к осуществлению еще одного амбициозного проекта. Получится, или нет – вопрос пока открытый. Но будем надеяться, что получится. Тем более, что ждать осталось всего пять лет… Если, конечно, нынешнее заявление о планах не является пиаром.