Краткое, но очень ёмкое описание структуры российского общества, привели аналитики Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН в своей работе «Семья в современном обществе»:
«В 2017 г. граждане России оценивали свои денежные доходы следующим образом: 30% респондентов живут в условиях нищеты или бедности, не доедая или еле-еле сводя концы с концами. У 54% респондентов денег хватает для приобретения необходимых продуктов и одежды, 13% могут позволить купить себе большинство товаров длительного пользования, 3% не отказывают себе ни в чем. Отметим, что с конца 2012 г. наблюдалось снижение числа «обеспеченных» граждан с 20% до 13%.». Это означает, что благополучными можно признать лишь 16% россиян...
Далее социологи пишут:
«Подавляющее число россиян не ждут ничего хорошего в будущем.
Значительного улучшения материального положения своей семьи через 5 лет предполагали только 4% россиян. Шестая часть респондентов ожидали просто улучшения своего материального положения (16%)».
То есть всего лишь 20% россиян можно признать оптимистами.
Но еще более впечатляющие данные привели эксперты этого института в своем новом, 2021 года, исследовании под названием «Куда идёшь, Россия?».
Во-первых, из него становится понятным, что один из главных запросов российского общества – это запрос на настоящий федерализм, мечта о том, чтобы Москва, наконец, прекратила обирать регионы и начала считаться с их интересами.
Всего лишь 10% россиян считают, что «Центр проводит политику в интересах регионов».
А во-вторых, и в главных, граждане России признаются, что «большинство из них не могут повлиять на политические процессы в стране». С этим утверждением согласны 73% россиян. Причем, эта цифра почти неизменно держится на одном и том же уровне еще с 2004 года.
Именно этот факт и демонстрирует насколько силен в российском обществе синдром «выученной беспомощности».
Психологи выяснили, что этот синдром появляется «после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность»...