Обострение отношений России с Западом неизбежно влечет за собой пропагандистские бои, которые то и дело разражаются в СМИ и социальных сетях по разным поводам. Очередная годовщина начало натовских бомбардировок Югославии в 1999 году – один из таких. Тем более, что в январе этого года в высший суд Белграда был подан первый из пяти исков с требованием к блоку НАТО выплатить компенсацию сербским гражданам, пострадавшим в результате бомбардировок, в ходе которых, утверждается в исках, применялись снаряды с обедненным ураном. Адвокаты пострадавших утверждают, что многие из тех людей, кто оказался в зоне обстрелла, впоследствии попали в медицинские учреждения с онкологическими заболеваниями.
Правда эксперты сомневаются, что НАТО признает свою вину, - сообщает информационное агентство «Красная Весна»:
«Начатой НАТО 24 марта 1999 года и продолжающейся больше месяца агрессией против суверенной Югославии спровоцирована беспрецедентная в современной Европе гуманитарная катастрофа. Ее жертвы — сотни погибших и раненых мирных жителей — сербов, албанцев, представителей других национальностей, а также более 700 тысяч беженцев из Косово, вынужденных вести унизительную, полуголодную, неуютную жизнь в палаточных лагерях.
При нападении на Югославию было использовано немало оружия, которое запрещено международными конвенциями (кассетные бомбы, боеприпасы с обедненным ураном и т. п.). (...)
Общее количество боеприпасов с обедненным ураном (ОУ), использованных в ходе военных действий в Югославии в 1994-1999 годах, на основе официальных данных НАТО оценивается десятками тонн...
(...)
Прошло 22 долгих года людских страданий, но сейчас важен прецедент и, конечно, иски в отношении стран — членов НАТО могут подавать не только жители Сербии, но и граждане Ирака, Ливии, Йемена, Сирии и других стран, которые пострадали от действий США и их союзников...»
Разумеется, не обошла вниманием эту годовщину и пропагандистская программа «Вечер с Владимиром Соловьевым». Ведущий пригласил в прямой эфир депутата Госдумы РФ Олега Морозова, который в том числе сказал:
«Бомбардировка Югославии безо всякого мандата Совбеза ООН, а лишь по коллегиальному решению НАТО, стало одной из исходных точек, когда вместо международного права начали формироваться некие «правила», а потом эти правила предъявили миру и сказали: или вы этим правилам подчинитесь, или мы будем вас бомбить. Вся эта политика выстраивалась, чтобы в прошлом Советский Союз, сегодня Россия, это место на земном шаре, которое либо будет полностью подчинено этим правилам, либо его полностью выключат на международной арене...».
А вот политолог Дмитрий Некрасов категорически не согласен с такими оценками событий марта-апреля 1999 года:
«Два простых тезиса.
1. Если брать оценки числа погибших не из прессы периода конфликта (обе стороны сильно преувеличивали те потери, что им выгодны), а на основании заключений официальных комиссий и расследований проведенных после конфликта, то число погибших от собственно бомбардировок НАТО оценивается в диапазоне 1000-2000 (совокупно военных и гражданских), а число погибших в результате столкновений в Косово 1998-1999 оценивается в диапазоне 12000-15000 (обе стороны, военные и гражданские).
На какие данные ни опирайся, в любом случае понятно, что число погибших в результате бомбардировок в разы меньше, чем число погибших в конфликте, который благодаря этим бомбардировкам закончился. Число сербов вынужденных покинуть Косово после конфликта, какие оценки ни бери, также в несколько раз меньше, чем число албанцев вынужденных бежать из Косово в 1998-1999 годах.
2. Экономика. Милошевич пришел к власти в 1989. За период 1990-1998 подушевой ВВП Сербии в любых измерениях снизился примерно в 2 раза. Ну ОК, везде был трансформационный спад, плюс война и прочее. Возьмем 1995 год с которого в других странах восточной Европы начался восстановительный рост, а серьезные войны на Балканах закончились. 1995-1998 подушевой ВВП Сербии в среднем стагнирует. (Во многом из-за весьма социалистических взглядов Милошевича на экономику).
Т.е. как ни крути, экономические результаты 10 лет правления Милошевича провальны.
Теперь смотрим на экономические результаты после бомбежек. При этом за точку отсчета берем 1998 год и состояние экономики до бомбежек. 2008 год в сравнении с 1998 дает прирост подушевого ВВП Сербии втрое по номиналу и вдвое по ППС (если брать за базу разбомбленный 1999, то рост по номиналу будет и вовсе в 8 раз за 8 лет).
Опять таки цифры однозначно свидетельствуют, что последствия бомбардировок для Сербской экономики по совокупности привели к положительным результатам. Плюсы от отказа от идиотской экономической политики и от интеграции в глобальный рынок, в сотни раз превысили любой прямой ущерб от бомбежек.
Про демократию, права человека и иные благоглупости я даже говорить не буду.
Если Ливия - это пример того, как внешнее вмешательство нанесло стране ущерб, то Сербия это просто идеальная витрина благотворного воздействия внешнего вмешательства на страну. Любые издержки бомбежек были многократно компенсированы.
(Предвижу, что тут кто-нибудь приведет пример какого-то серба, который так не думает, однако я лично знаю сербов, которые считают Гаврилу Принципа героем и молодцом. Идиотов и в России, и в Сербии хватает. Я об объективных последствиях событий, а не о реакции шизоидного сознания верящих в геополитику).
Таким образом, знаменитый разворот Примакова над Атлантикой был не только преступлением с точки зрения интересов российского народа, которому он обошелся в 120% средней месячной зарплаты 1999 на каждого россиянина включая стариков и младенцев (подробно описывал математику здесь) Но и откровенно противоречил и реальным интересам сербского народа, который мы пытались «спасать».
Если бы вдруг России удалось предотвратить бомбежки 1999, то людей по совокупности погибло бы гораздо больше, а средние сербы сегодня жили бы в среднем заметно хуже.
Но, к сожалению, большинство населения России продолжают считать это идиотское и прямо вредное поведение правильным...»