Как известно, любая авторитарная власть пытается переписать историю своей страны так, чтобы оправдать свое существование. Российская власть - не исключение. В условиях обострения отношений с Западом, чиновники всячески замалчивают любые события в истории страны, хоть как-то связанные с зарубежной помощью, будь то «лендлиз», фактически спасший СССР в годы Второй мировой войны, или западная помощь голодающим в начале 1920-х годов, сберегшая миллионы жизней.
Известный телеведущий, писатель и публицист, лауреат премии ТЭФИ Александр Архангельский вместе с известным журналистом Максимом Курниковым и режиссером Татьяной Сорокиной снимают документальный фильм «Голод», посвященный 100-летию самого страшного голода в истории России, который унёс миллионы жизней. Причем делают это они не на государственные средства, что было бы логичным, а на деньги собранные по подписке.
Впрочем, из объяснения авторов, станет понятным, почему государство не заинтересовано в том, чтобы этот фильм вышел на экраны:
«В начале 20-х годов XX века в городах и деревнях, которые ещё несколько лет назад бурно росли и богатели, начался такой голод, что люди готовы были отдать всё ради еды, а иногда и охотились друг на друга. Сначала решения властей, которые вызвали нарушение привычного уклада жизни, а потом и неурожай, привели к тому, что огромные пространства – от Волги до Сибири, от Южного Урала до Тянь-Шаньских гор, оказались зоной небывалого бедствия. Целые народы считают эти годы самыми страшными в своей истории, в то время как многие практически ничего про это не знают. В школьных учебниках об этом почти не пишут...»
Авторы фильма хотят исправить ситуацию и сделать фильм и о трагедии, о глупых, некомпетентных решениях, которые привели к массовой гибели, и о героях, о человечности, которая стирала границы между государствами и народами. Голод в советской России стал одним из первых символов международной борьбы за Жизнь.
«Не секрет, что в разгар голода, молодое советское правительство обратилось за помощью ко всему миру и благодарно эту помощь принимало – от правительств, от международных, религиозных и национальных организаций, от частных благотворителей.
Борьба с последствиями этого голода стала одним из первых вызовов для только возникшей тогда Лиги Наций (предшественницы ООН). И для Соединенных Штатов это была первая столь масштабная помощь, оказанная другой стране, да еще и за океаном. Американская Администрация помощи (ARA) ежедневно бесплатно кормила миллионы людей в советской России. А британские квакеры продолжили свою успешную работу в нашей стране.
Солидарность, системная война с голодом, а также вакцинация от тифа спасла целое поколение, родившееся в то время. Советское правительство использовало голод для борьбы с теми, кого объявило врагами, но при этом признавало и благодарило ARA за помощь. А потом, уже в 30-е, при Сталине, решило просто вычеркнуть все это из своей истории — вспоминать о голоде, а тем более о помощи, стало опасно.
Скоро – сто лет тем событиям, и мы хотим рассказать эту историю максимально подробно, вспомнить, почему этот голод возник, чего он стоил нашей стране (и даже странам), рассказать, как люди выживали тогда, рассказать о тех, кто помогал и сказать им, наконец, спасибо.»
Стоит добавить, что съемки российской части фильма уже закончены. Они проходили в городах: Оренбурге, Бузулуке, Уфе, Самаре, Саратове и Челябинске.
А вот на следующем этапе по замыслу авторов предстоят съемки в Казахстане, Великобритании и США, поскольку именно во всемирно известном американском научном центре Стэнфорде хранится один из самых крупных архивов по истории голода 20-х годов.
«История голода – это не только история политических решений, это прежде всего история гуманизма, история, которую нельзя забывать. И мы надеемся, что это важно не только нам.
Мы хотим снять фильм, который вернёт нам нашу историю...» - надеются авторы.
***
Как и следовало ожидать, российские чиновники вовсе не заинтересованы в возвращении истории. Вот что пишет Архангельский по итогам первого этапа съемок «Голода»:
Окончена первая съемочная экспедиция проекта «Голод», который задумал Максим Курников, пригласив в него нас с Татьяной Сорокиной.
Это были две недели невероятных впечатлений – и от мест, и от людей. Спасибо историкам, у которых мы брали интервью. Спасибо тем, кто помогал.
Как ни странно, спасибо и тем, кто мешал, последовательно и планомерно. В разных регионах под разными предлогами с нами вежливо знакомились полицейские, интересуясь, что это мы снимаем, на чьи деньги и для кого. Из раза в раз они были все более осведомлены (знали, в какой компании – в другом городе – арендованы машины, знали некоторые имена), подчеркивали, что ни в чем нас не обвиняют, но машину и коптер осмотреть все-таки хотели бы. В лютую метель по всему селу нас разыскивали люди из администрации, которых озадачили нашими съемками возмущенные представители казачьего сообщества. А некоторым краеведам (не всем!) велено было не говорить об американской помощи. Мы можем похвастаться целой коллекцией отказов, с самыми изощренными формулировками.
Вот, например Национальный музей Республики Башкортостан: «На сегодняшний день… музей работает над проектом, посвященном истории региона XX века… исключающим мероприятия с использованием музейного фонда».
Саратовский краеведческий музей готовится к переезду, так совпало, поэтому выставки там проходят, но все, что касается голода, оказалось уже упакованным в коробки и опломбированным. А вот один из крупных университетов любезно предоставил нам помещение для съемки, но только вместе со специально обученным человеком, который на свою камеру зафиксирует, как мы снимаем. Первый отдел не дремал.
Самый интересный поворот случился, когда мы по открытой связи позвонили в исторический парк и договорились о площадке для съемки, даже обсудили благодарность в титрах. Все было согласовано с начальством, но ровно через полчаса те же люди с совсем другой интонацией сообщили, что вообще-то выходной, невозможно найти человека, который включит электричество, и вообще требуется официальное письмо, а никакой возможности согласовать его в ближайшее время нет.
Но всё это – именно тот случай, когда хотели, как всегда, а получилось лучше. Мы планировали то, что лежало на поверхности, а благодаря препятствиям находили новые, более интересные решения. Но зачем было столько внимания уделять съемочной группе, занятой событиями 100-летней давности? Неужели только потому, что мы собираемся рассказать о помощи и взаимодействии с американцами, английскими квакерами, миссией Нансена? Странно как-то. Кстати, отвечаю на вопрос, на чьи деньги снимаем – на ваши. На деньги людей, которые поддержали наш проект на «Планете.ру», потому что хотят увидеть этот фильм. Спасибо вам огромное...»