Виктор Кузовков
В Соединенных Штатах приняли решение модернизировать имеющиеся на вооружении системы противоракетной обороны. В первую очередь, планируется модернизировать Систему командования, контроля, боевого управления и связи (C2BMC), связывающую в единое целое ключевые элементы американской ПРО, в частности, комплексы Patriot, THAAD, Aegis, РЛС AN/TPY-2 и космическую инфракрасную систему обнаружения и предупреждения SBIRS.
Причина такого решения, в общем, ожидаема – американское командование всерьез отнеслось к новым возможностям российских гиперзвуковых средств нападения и сочло, что имеющихся возможностей для противодействия им у военных может и не хватить. В заявлении Агентства по противоракетной обороне США, в частности, отмечены российские гиперзвуковые планирующие боевые блоки, гиперзвуковые и сверхзвуковые ракеты, некоторые другие типы вооружений. То есть, очевидно, что к «мультикам», которые показывал президент РФ Путин, за океаном отнеслись очень серьезно и соответствующие выводы сделали.
Подчеркивается, что работы будут проходить поэтапно, без вреда для боевой готовности системы в целом. При этом этапы, обычно занимающие от двух до трех лет, должны быть ускорены. Также от подрядчиков ждут совместимости с аналогичными системами американских союзников.
На первый взгляд, все это выглядит вполне логичным. Действительно, перед США в полный рост встала задача защититься от некоторых новых образцов российского вооружения, которые на данный момент, скажем прямо, выглядят довольно ультимативно. В то же время очевидно, что «косметической» доводкой электронной части системы ПРО американцам эту задачу не решить. Увы для них, но уровень поставленных российской оборонной промышленностью проблем слишком серьезен, чтобы ответом могли стать простые и легкие решения.
На сегодняшний день мы твердо знаем о трех типах гиперзвукового оружия, которое либо поставлено на вооружение ВС РФ, либо проходит последние стадии испытаний. Это анонсированный первым комплекс 9-А-7660 «Кинжал», гиперзвуковой планирующий боевой блок 15П771 «Авангард» и противокорабельная гиперзвуковая ракета 3М22 «Циркон». При некотором базовом сходстве (скорость), эти системы очень значительно отличаются друг от друга и предполагают разные способы возможного противодействия им. Строго говоря, на сегодняшний день вообще не существует ракетных комплексов, предполагающих уверенное поражение хотя бы одного из них даже в благоприятных условиях.
Например, гиперзвуковой комплекс авиационного базирования «Кинжал» вообще не является гиперзвуковой ракетой в классическом понимании этого термина. Это аэробаллистическая ракета довольно большой массы, способная улететь почти на тысячу километров (но далеко не с любого носителя) по баллистической (это важно) траектории. То есть, она не совершает «гладкого» полета в верхних слоях атмосферы, а поднимается по дуге на высоту, по некоторым данным, порядка восьмидесяти километров, после чего падает оттуда, используя набранную кинетическую энергию и подруливая, при необходимости, реактивными динамическими рулями.
Абсолютное большинство имеющихся в настоящий момент зенитно-ракетных комплексов любой страны в принципе не рассчитано на противодействие таким системам. Высоты, на которых проходит большая часть полета «Кинжала», исключают его досягаемость для ракет комплекса «Пэтриот», например, или российских С-300/С-400. Поражение возможно только на конечном этапе, когда ракета оказывается на доступных противоракетам высотах, порядка 30-40 километров, в районе цели. Но есть одна огромная проблема – скорость. Перехват такой цели, как «Кинжал», противоракетами, имеющими собственную скорость в районе 5-6 махов (скоростей звука), возможен лишь при условии, что он не маневрирует. Только в этом случае противоракету можно заранее вывести в расчетную точку встречи с целью и подорвать её, поразив атакующую ракету облаком осколков. Любой маневр цели моментально оставляет противоракету не у дел – скорости для того, чтобы скорректировать траекторию, догнать и сбить «Кинжал», у неё банально не хватит.
То же самое, только в превосходной степени, можно сказать о планирующей боеголовке «Авангард». Она тоже поднимается атакующей межконтинентальной баллистической ракетой на большую высоту. Только на этот раз не 80, и даже не 100 километров, а примерно в 10 раз выше, до тысячи. Может быть и выше, кстати, это зависит от требуемой дальности пуска и выбранной траектории. Поразить ракету на такой высоте существующими средствами просто невозможно. А забравшись на максимальную высоту, она просто выпускает боеголовки, то есть, в нашем случае, «Авангарды», в свободное падение.
Точнее, это раньше оно было свободным, строго подчиненным лишь законам баллистики. Сейчас, с появлением «Авангарда», все изменилось – используя атмосферу и, вероятно, рулевые двигатели, боевой блок, получивший огромное ускорение от ракеты, может «блинчиком» несколько раз отрикошетить от атмосферы, упав за сотни, если не за тысячи километров от расчётной точки. Противодействовать этому на самом последнем участке полета сложно по той же причине, что и в случае с «Кинжалом» - сочетание огромной скорости и маневра делает «Авангард» таким же, если не более, неуязвимым для американских систем объектовой ПРО.
Про последние нужно упомянуть особо. Системы объектовой (то есть, прикрывающей какой-то определенный объект или сектор на карте) ПРО давно разрабатываются как американцами, так и нашими конструкторами. И надо сказать, что успехи в этом направлении есть – ПРО Москвы, например, начали создавать еще в середине пятидесятых годов прошлого века, а в 1961 году противоракетой В-1000 был впервые в мире осуществлен успешный перехват баллистической ракеты средней дальности. На данный момент они стали весьма совершенными, ведь современные системы ПРО способны прямым попаданием сбить боеголовку МБР, находящуюся на удалении сотен километров от неё.
Но есть, как говорится, «один нюанс» - точность этих систем обеспечивается за счет предварительного вывода противоракеты в расчётную точку. Что возможно исключительно в том случае, если эта боеголовка свободно падает по баллистической траектории и её, эту траекторию, можно рассчитать с точностью буквально до метра.
С «Авангардом», как мы понимаем, это не работает. Причем, от слова «совсем». И сколько тут не совершенствуй электронную начинку комплексов, без появления новых ракет такую задачу не решить. Об электронной начинке добавим, что уже в 60-70 годах она позволяла успешно поражать цели, летящие на скорости 2-3 Маха. Тогда она даже была не столько электронной, кстати, сколько ламповой и аналоговой, но не суть. А суть в том, что возможности современной электроники превосходят те архаичные образцы на несколько порядков, то есть, в тысячи раз и больше. То есть их, строго говоря, уже достаточно для того, чтобы перехватить «Кинжал» или «Авангард». Так что проблема именно в средствах непосредственного перехвата, а именно в ракетах или, например, лазерах.
Единственной настоящей гиперзвуковой ракетой в приведенном списке является гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракеты «Циркон». И только в отношении неё можно допустить срабатывание существующих средств противоракетной обороны на определенных участках полета. Дело в том, что высота ракеты на марше (а это большая часть дистанции) составляет порядка 30 километров. То есть, туда могут дотянуться ракеты комплексов «Пэтриот» или «THAAD», а также корабельные системы ПРО и ПВО «Стандарт» разных модификаций. Правда, и тут есть много «если» - если «Циркон» во время выхода в район цели вообще не будет маневрировать, и если его маршрут будет проходить через позиции наземного ЗРК или боевого корабля. С некоторой натяжкой такую вероятность можно допустить, но вряд ли она достаточно велика, чтобы уберечь американскую армию и флот от катастрофических потерь в случае конфликта с Россией. А значит, и этот вариант вряд ли сочтут в Вашингтоне приемлемым.
В таком случае мы можем с уверенностью говорить о том, что принятая программа является либо половинчатым, либо не основным решением. Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что основная работа американцам еще предстоит, и весьма вероятно, что она уже проводится, причем, в авральном режиме. Что мы получим в итоге, пока сказать сложно: это может быть новое поколение противоракет, способных эффективно справляться с целями, маневрирующими на скорости порядка 10 Махов, что позволит сбивать атакующие ракеты на больших дистанциях, а может быть и лазерное или электромагнитное оружие, способное обеспечить защиту на последнем рубеже обороны.
Последнее, кстати, весьма вероятно, ведь получилось же у российских оборонщиков создать лазерный комплекс «Пересвет»? Американцы, будем реалистами, не особо глупее нас, и тоже наверняка с подобной задачей справиться смогут.
А скорее всего, будут активно развиваться оба варианта, и наш «меч» в будущем перестанет быть таким ультимативным оружием, каким он является сейчас. Другое дело, что потребуется на это никак не меньше десятилетия, а то и больше. А есть ли оно у американцев, это еще большой вопрос…