Прекрасно проанализировал скандальную ситуацию, которую вызвало интервью Ксении Собчак, взятое у сексуального маньяка Виктора Мохова, аналитик и журналист Дмитрий Лисицын:
"Причина такого поведения состоит в том, что Собчак - совершенно классическая мещанка, а не интеллигент, хотя она претендует именно на то, чтобы вместе с Венедиктовым и Познером олицетворять интеллигенцию. Мещане и интеллигенты - две очень близко связанные страты. Первичные интеллигенты, как правило, происходят из мещан (но есть и исключения - в России очень много из духовенства, бывает, что из крестьян сразу). Но между ними огромная разница.
Интеллигент осознанно занимается познанием мира, есть много вопросов, которые его интересуют «просто так». Поэтому он готов инвестировать свои силы и время в дискуссии, за которые ему не заплатят и т.п. Но и бонус большой - человек осознанно относится к общественным, политическим вопросам, может не только профессионально говорить, но и профессионально себя вести.
Мещанин может осознанно говорить только о деньгах и квартирном вопросе. По всем остальным темам у него сознание обезьяны или, что точнее, ребёнка. Я долго мучился, пытаясь понять, почему в сфере, в которой я разбираюсь (HR-технологии) зарабатывают шарлатаны-подонки. А вот именно поэтому - успешные мещане успешно воздействуют на неокрепшие мозги своей страты. Это получается потому, что здесь в центре внимания самый главный мещанский вопрос, к которому они относятся серьезно - деньги. И Ксения к нему серьезно относится.
Когда мещанин начинает заниматься несвойственной ему деятельностью, он привносит туда все своё мещанское. Это интервью для потребителей «Криминальной России» НТВ, передачи Ларисы Гузеевой про свадьбы на Первом канале. В принципе, Гузеева - это идеал для Ксении. Она к нему и шла, пока не поскользнулась на политике (куда тоже попала по-мещански). Она же начинала с шоу «Блондинка в шоколаде» на MTV Russia. Когда мещанин, которого не интересует истина, начинает делать общественно-политический продукт, он неизменно скатывается к животным штукам: сексу, говну и насилию. Что и произошло.
Вывод получается несколько парадоксальный. Выходит, что Собчак и этот Мохов в общем-то социально близки. Они на разных полюсах успешности, но им есть о чем поговорить. Опасность эксперимента с Собчак и Моховым именно в том, что там, где нужен жёсткий контроль, цензура и профессионалы, пустили на самотёк и попустили, чтобы это делали мещане. А у них основных технологий две: шок и обман. Надо прятать острые предметы от этих людей, а им самим давать ниши для реализации. Но не тащить в политику и общественные коммуникации..."