Posted 24 марта 2021, 11:03
Published 24 марта 2021, 11:03
Modified 7 марта, 14:06
Updated 7 марта, 14:06
Иван Петровский
Для начала поясним, что весной каждое акционерное общество обязано распределять прибыль, накопленную по итогам предыдущего года. У такого гиганта индустрии, как "Норникель", финансовые потоки расписаны на годы вперед, а дивиденды рассчитываются по соглашению акционеров, действующему до 2023 года.
Существующая формула расчета дивидендов предполагает, что 3,5 миллиарда долларов должны уйти на счета акционеров, главные из которых - "Интеррос" Владимира Потанина (34 % акций) "Русал" Олега Дерипаски (27,8%), а так же Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова (4,2% акций).
Однако, как сообщает Интерфакс, Владимир Потанин предложил Олегу Дерипаске изменить привычную формулу раньше срока. Как заявил "Интерфаксу" гендиректор "Интерроса" Сергей Батехин, это предложение рассмотрят на заседании совета директоров "Норникеля" 29 марта.
Аргументы приводятся более чем серьезные. Необходимость снижения дивидендов в "Интерросе" объясняют ростом расходов на модернизацию предприятия и началом инвестиционного цикла долгосрочной программы развития "Норникеля" до 2030 г.
"Мы выступаем за более адекватную пропорцию между дивидендами и инвестициями в развитие компании", - сказал Батехин. При нынешней формуле "Норникелю" потребуется заимствовать, чтобы платить дивиденды и поддерживать инвестпрограмму, пояснил он.
Стоит отметить, что дискуссия о дивидендах происходит на фоне беспрецедентных выплат "Норникеля" по иску Росприроднадзора в 146 млрд рублей. Хотя известно, что Потанин предлагал ограничить годовые выплаты суммой 1 млрд долларов еще до разлива дизтоплива в Норильске.
Кроме того, ГМК уже перечислила акционерам около $1,2 млрд в виде промежуточных выплат за 9 месяцев 2020 года. По мнению "Интерроса", платить еще 3,5 млрд было бы "социально неприемлимым для российского общества".
И тут следует пояснить, почему именно сейчас тезис о социальной справедливости вмешивается в распределение прибыли. Ключевой будет позиция президента Путина, который заявил буквально следующее:
"Задача Правительства – создать такие условия, при которых эффективнее было бы имеющиеся ресурсы и те ресурсы, которые могут появиться в связи с конъюнктурой на мировом рынке, направить эти средства не на выплату дивидендов и не на то, чтобы распределить их где-то там – законным образом, понимаю, но где-то там, в тихих гаванях – сегодня тихих, завтра что будет, мы не знаем, имея в виду эти факторы неопределённости, – а направить их на развитие собственных бизнесов или новых бизнесов внутри Российской Федерации."
Ситуация с инвестпрограммой "Норникеля" прямо вписывается в призыв главы государства "направить деньги на развитие собственных бизнесов", а Владимир Потанин решил не дожидаться повторных напоминаний.
Кстати, в новой формуле по расчету дивидендов нет ничего необычного или дискрминационного для акционеров крупной компании.
"Мы предлагаем договориться об изменении подхода уже сейчас. Наше предложение платить от free cash flow, то есть от реальных денег, которые зарабатывает компания, за минусом затрат на текущую деятельность и развитие, а не от бухгалтерского показателя EBITDA, не учитывающего капвложения", - сказал "Интерфаксу" Сергей Батехин, напомнив, что именно так рассчитывает дивиденды контролирующий "Русал" холдинг En+, а также большинство компаний горнодобывающей отрасли (выделено нами - ред.)
В целом "Интеррос" считает оптимальными на будущее выплаты на уровне 50-60% free cash flow.
"Этот ориентир даст рынку понимание и предсказуемость относительно будущих выплат. "Норникель" сможет гарантировать рынку дивидендную доходность в 5-7% в течение всего периода реализации 10-летней программы развития - при стабильных или растущих ценах на наши основные металлы", - считает Батехин.
"Мы и до аварии выступали за ограничение дивидендов, но сейчас тем более мы не можем игнорировать те вызовы, с которыми сталкивается компания, перечисляя акционерам высокие дивиденды ... Нужно быть социально приемлемым для того общества, в котором ты живешь, - и для 80 тысяч своих сотрудников, и для общественности, и для власти", - заключил глава "Интерроса".
Однако со слов г-на Батехина следует, что главный партнер в лице Олега Дерипаски выступает против перемен в дивидендной политике. Готов ли он пойти навстречу и начать обсуждение компромиссного варианта, покажет ближайшее время. Тем более что финансовое положение "Русала" стабилизировалось по сравнению с ситуацией в 2012 г, когда стороны заключили соглашение.
Козырем в переговорах с Дерипаской выступает тот факт, что если договориться о снижении до 2023 г. не удастся, "Норникель" может вычесть излишек, который акционеры получат в 2021-22 гг, из дивидендов будущих периодов.
"Тот дивидендный spike, который произойдет в течение полутора лет до истечения соглашения, мы предлагаем рассматривать как некий авансовый платеж в счет платежей в течение будущих 10 лет [на период до 2030 г]. Значит, в следующие периоды дивиденды будут меньше", - заявил Батехин.
Соглашение, заключенное в конце 2012 года, дает "Русалу" право вето по операционным вопросам, используя которое алюминиевая компания заблокировала СП "Арктик Палладий", хотя в этой сделке была экономическая целесообразность.
"В мировой практике вообще не много примеров использования акционерных соглашений... Я выступаю за то, чтобы это соглашение перестало существовать и "Норильский никель" вернулся к классической модели управления, которая характерна для большинства крупных публичных компаний", - отметил Батехин.
Очевидно, что самая неприятная вещь в соглашении с "Русалом" то, что оно позволяет акционеру вмешиваться в ежедневную деятельность менеджмента через систему собственных контролеров. Эта надстройка избыточна, ведь в любой публичной компании есть внутренний и внешний аудит.
Кстати, "Русал" был против выплаты "Норникелем" 146 млрд рублей ущерба по иску Росприроднадзора, хотя менеджмент компании аргументировал необходимость согласится с решением суда первой инстанции в сложившихся обстоятельствах.
"У нас, к сожалению, очень слабая основа для договоренностей, в силу того, что мы по-разному смотрим на будущее и саму роль "Норильского никеля". Это выбор между стратегией и тактикой: ориентир на долгосрочное развитие с выплатой адекватных дивидендов в течение продолжительного времени или на то, чтобы выжать из "Норникеля" как можно большие дивиденды сейчас, потому что кому-то из акционеров деньги требуются на другой актив", - сказал Батехин.
При этом он добавил, что у "Интерроса" нет планов наращивать долю в "Норникеле": "Мы удовлетворены тем пакетом акций "Норникеля", которым сейчас владеет "Интеррос".
P.S.
После публикации материала редакция получила и мнение пресс-службы РУСАЛа следующего содержания:
Мы считаем, что вопрос о пересмотре условий акционерного соглашения не может быть рассмотрен в отрыве от анализа итогов работы действующего менеджмента Норникеля. Управляющий партнер, в соответствии с соглашением, обладает всей полнотой власти и отвечает за решение всех операционных вопросов. Мы видим, что в течение последнего года Норникель столкнулся с рядом вызовов. РУСАЛ как акционер Норникеля заинтересован в росте стоимости компании, который зависит не только от выверенной стратегии, но и от качества операционного управления, что влияет и на объем дивидендных выплат. РУСАЛ реализует большое количество инвестиционных проектов в Сибирском регионе, в которые за последние годы было вложено более 6 млрд долларов, в значительной степени сформированных за счет дивидендов от Норникеля. Поэтому мы рассчитываем на стабильное развитие ГМК и его профессиональное управление, что даст всем акционерам возможности для долгосрочного планирования в настоящем и будущем.
Поскольку между акционерами существует нормальный рабочий диалог, любая позиция относительно переговоров между сторонами должна обсуждаться именно в его рамках. Считаем, что эмоциональные заявления одной из сторон негативно отражаются на котировках акций Норникеля.