«Люди (в Хабаровске) выходили по моральным основаниям, потому что их очень сильно обидели.
Они сделали свой выбор, а их послали. А им этот выбор нравился. Это редчайший случай, когда губернатор смог наладить нормальную коммуникацию с населением, которое его избрало. Поэтому, это моральная история. Теперь про экономику.
Если говорить о том, что Дальний Восток как-то по-особенному обижен, или денег не додали, - это не так.
Если взять Дальний Восток в новых границах – с Забайкалья, то на долю его приходится 15 – 16 % всех трансфертов субъектам федерации, при населении в долях, как вы понимаете, гораздо меньшим, где-то процентов 6-7, вот так.
Так что этот регион очень «деньгоёмкий» для федерального бюджета, с точки зрения поддержки.
Да, ни Хабаровский, ни Приморский край не являются большими бенефициарами этого дела, их уровень дотационности в разные годы – от 21 до 23 %. В общем, живут в основном на своё. Потому что в этих дотациях не так много денег, которые называются «на выравнивание бюджетной обеспеченности», в основном это субсидии на какие-то там программы и субвенции на федеральные полномочия. Не балуют их.
Гораздо лучше помогают Камчатке – 60% дотационности. В Якутии, и той, где-то 37%, потому что севера и всё дико дорого.
В Амурской области 48 – 50 % в разные годы. Почувствуйте разницу. Но Амурская область не выходит на улицу с криками о том, что «нам плохо помогают».
Это не вопрос денег. Вопрос в другом: когда людям показалось, что с ними власть начинает взаимодействовать, им дают кирпичом по башке.
Обратите внимание: когда в Приморском крае протащили не того, это же тоже не был вопрос финансов.
Хотя там были группы интересов, да, мы всё понимаем, и они тоже свою работу делали, но суть в том, что вы не можете только группами интересов поднять людей на массовый протест. Не можете.
У них в душе что-то должно отозваться.
И вот вторая история, почему дальневосточники более рассерженные, чем остальная часть страны.
Начну с того, что люди там себя больше уважают.
Дальневосточники, сибиряки, это люди, чьи предки когда-то туда приехали и они сами там, в основном, на самих себя и рассчитывают.
Уровень самоуважения там существенно выше, как и на любых территориях миграционного притока, за исключением, может быть, Ямала, где все работают на «Газпром» и попробуй-ка ты себя поуважать – с работы вылетишь сразу.
Далее. Если мы посмотрим на эту территорию, там накопилось колоссальное раздражение.
И связано оно с государственным пиаром.
С 2014 года, а то и раньше, у нас все песни про «поворот на Восток». Каждый Восточный экономический форум потрясает воображение рассказами о заключённых контрактах – так они это называют, а по-честному это договоры о намерениях, из которых в реальную жизнь уходит с гулькин нос.
Но пиара при этом немыслимо много. А люди же умные, они видят, сколько звона, а сколько реальных изменений.
Это колоссально раздражает.
Поэтому – всё вот это вместе.
Но сказать, что Дальний Восток обижен федеральной помощью – нельзя, это не так.
Другое дело, что инфраструктура хуже, денег вообще надо на развитие больше, это довольно дорогая территория, на которой ещё, в северной части, хуже природные климатические условия».
Посмотреть видеокомментарий Натальи Зубаревич целиком можно здесь.