Posted 16 марта 2021,, 10:39

Published 16 марта 2021,, 10:39

Modified 7 марта, 14:14

Updated 7 марта, 14:14

Кадр из фильма "Иваново детство"

"Иваново детство" и "Андрей Рублев": как мальчик Коля заплакал и стал кинозвездой

16 марта 2021, 10:39
Кадр из фильма "Иваново детство"
Николай Бурляев стал первым актером в работах Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, сыграв главную роль в дебютной картине Тарковского «Иваново детство», которая в 1962 году завоевала «Золотого льва» на Международном кинофестивале в Венеции. У Тарковского он также снялся в картине «Андрей Рублев» 55 лет назад.

16 марта в 21:25 в эфире авторской программы Дарьи Златопольской «Белая студия» на телеканале «Россия – Культура» выходит интервью с народным артистом России Николаем Бурляевым. Сейчас в Большом театре он репетирует с Никитой Михалковым спектакль «Двенадцать», над которым они работали вместе еще в стенах Щукинского училища. Вот несколько цитат из разговора с Бурляевым, посвященным сотрудничеству с мастерами кино - Тарковским, Кончаловским и Михалковым:

О судьбоносной встрече с Андреем Кончаловским, который снял его в своей дипломной работе «Мальчик и голубь»:

«Интуиция есть у Андрея Сергеевича. Почему он подозвал этого мальчика, идущего из школы по улице Горького в 1959 году? Я не знаю, это может только он ответить. Но он определил мою судьбу, и я ему благодарен».

О работе с Андреем Тарковским:

«Я был убежден, что Тарковский с актерами не работает. Но когда пересматривал «Иваново детство», видел, что это не я, это Андрей маленький. Это его вся пластика, его интонации, глаза, жесткость, нервенность, покусывание пальцев. И в «Рублеве» мы – и я, и Толя Солоницын – играем Тарковского. Как он этого добивался? Мы все жили Андреем, ловили его дыхание».

Об одной из самых трудных сцен картины «Иваново детство»:

«К сцене, где я должен был заплакать прямо перед камерой, Андрей Арсеньевич подготовил меня заранее, много рассказывал, объяснял. Я с ужасом ждал. За пять часов пришел, начал подготавливаться, бегать по павильону, накачивать эмоции. Ноги уже свинцовые, дыхание сбилось – а плакать не хочу. Ну нет у меня желания плакать, все благополучно в жизни! Вижу – все уже ждут меня, а я не готов, паника страшная. Андрей вдруг пошел прямо ко мне, я сжался в комок, думал, что сейчас меня выгонят. А он вдруг меня обнял, погладил по голове и сказал: «Коленька, бедный, как же ты мучаешься, что же ты с собой делаешь, я сейчас все отменю». И я от жалости к себе заплакал. У меня истерика в первом дубле, он пошел в корзину, второй вроде его устроил. Хотя я недоволен собой».

О новом спектакле «12» и репетициях с Никитой Михалковым:

«Я сейчас открываю друга детства заново. Я вижу, какой он стал личностью, какой это мастер кино и театра, психолог. Он показывает каждому зерно его роли, проигрывая за каждого. Это, может быть, последний крупнейший режиссер. Он правды жизни добивается, и он ее добьется».

О смысле:

Я попробовал для себя сформулировать, в чем смысл жизни-то? Много было на Руси гениев, подвижников, пророков: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Толстой, Чехов, Рахманинов, Свиридов, Мусоргский, Тарковский, Бондарчук, Шукшин… Столько гениев, а Россия одна у них. И цель жизни, и наша память о них только в той мере, в которой они успели послужить каждый на своем месте Господу и Отечеству.

"