Сергей Львов
Один из читателей так и отрубил с плеча - "по-моему, автор несет какой-то запредельный патриархальный бред".
О как! Имеется в виду, что цирк мертвецов, который с 1995 года путешествует по десяткам стран мира, это и есть проявление свободы и либерализма, а вот попытки усомниться в ценностях этого "просветительского" проекта отбрасывают критиканов куда-то в стаю консерваторов, архаиков и "православных на всю голову". Так что стоит внести некоторую ясность.
Судя по официальному сайту выставки, ее организаторы видят свою социальную миссию в пропаганде ... здорового образа жизни и строении человеческого тела.
В это можно было бы поверить, не будь у человечества массы других, менее эпатажных и более научных и эффективных форм и способов вышеназванной пропаганды и просвещения масс - начиная от школьных учебников и наглядных пособий в больницах и поликлиниках и заканчивая серьезными медицинскими монографиями. Ведь за сотни лет, со времен первых патологоанатомов, человеческое тело изучено вдоль и поперек и особой тайны не представляет.
Другое дело, когда эти псевдотайны становятся объектами шоу-бизнеса.
Взрослый билет на выставку стоит в Москве стоит 1000 рублей по будням и 1150 рублей по выходным дням. Сама выставка открыта без выходных, перерывов и праздников в течение 10 месяцев - с 12 марта до января 2022 года. При этом артистам этого шоу не надо платить ни зарплат, ни гонораров, они не берут больничные и не требуют соцпакетов и отпусков.
Судя по первым дням после открытия, народ на выставку валит, даже очереди стоят! Так что сверхприбыли гарантированы.
За время существования выставки ее посетило более 50 млн человек в 35 странах. Если считать среднюю стоимость билета 15 долларов (как в Москве сегодня), то доход проекта составил около 750 млн долларов.
Загвоздка лишь в том, что артисты поголовно мертвые. И есть большие сомнения в том, что, когда они были живыми, то мечтали оказаться после смерти экспонатами доктора фон Хагенса.
Нет, нельзя исключить, что какие-то особо нуждающиеся товарищи еще при жизни продали свое тело даже не ради науки, а потехи для. Но сложно представить, что их близкие родственники, бывшие коллеги и друзья посещают Body Worlds и с удовольствием показывают детям "семейные" останки, - "Гляди, Фриц или Грета, эта вот балерина без кожи - твоя бабуля, она мне сказки на ночь рассказывала и вкусные пироги пекла..."
Однако вероятнее всего доктор фон Хаген не спрашивал согласия на столь специфическую переделку мертвых тел и запустил их в коммерческий оборот по своей собственной инициативе.
В самом деле, не закапывать же тела в землю или жечь в крематориях, когда каждый экспонат за десятки лет гастролей принесет сотни тысяч долларов чистой прибыли?!
Нас, правда, мало интересуют доходы предприимчивого анатома. Вопрос в другом: в какой "либеральной" колыбели родилась идея столь "рачительного" использования трупов?
Еще не догадались?
Ну-ка, подумайте...
Все верно! Утилизация трупов с наибольшей экономической выгодой практиковалась в фашистких концлагерях.
Именно там волосы узников шли на "пух" для подушек, парики и шиньоны. Из кожи делали перчатки и абажуры. Золотые зубы переплавляли в слитки. Говорят, что иногда и мыло варили - из тех, кого не сожгли в печах...
Фашисты, конечно, не додумались возить штабеля трупов в оккупированный Париж или дружественный Рим, чтобы устраивать коммерческие выставки и шоу, и даже пытались скрывать массовые убийства мирных граждан. Но их отношение к мертвым было ровно такое же, как и у доктора фон Хагенса: труп - это некая вещь, с которой можно делать все что угодно и не переживать по поводу каких-то там "устаревших" нравственных норм.
Тем россиянам, кто разделяет подобные мировоззренческие позиции - добро пожаловать на ВДНХ! Однако есть сомнения, что таковых у нас, независимо от степени патриархальности или уровня прогресса и приверженности либерализму, абсолютное большинство.
Если мы не правы, задайтесь простым вопросом: а вы сами захотели бы оказаться в Body Worlds в качестве экспоната? А как насчет ваших детей, родителей, жен, мужей и братьев? Им-то такую славную жизнь после смерти хотите?
КСТАТИ
В век мультимедийных возможностей (а они уже почти безграничны) демонстрация натурных экспонатов из настоящих трупов - это дремучий архаизм.
Уже много десятилетий, как человечество избавилось от унизительных для человеческого достоинства цирков уродов.
В настоящее время ширится компания по запрету цирков с животными и контактных зоопарков.
А вот мертвым людям повезло меньше...