Posted 13 марта 2021, 09:39
Published 13 марта 2021, 09:39
Modified 7 марта, 13:45
Updated 7 марта, 13:45
Журналист Константин Скоркин анализирует причины очередного обострения ситуации на Донбассе и рисует перспективы ее развития. Он отмечает, что в ДНР и ЛНР за 7 лет со времени их провозглашения сформированы и свои политические системы и элиты, которые способны в рамках российского протектората воплотить в жизнь доктрину «особого пути» Донбасса. Теперь некогда поднявших протест пассионариев у власти сменили бюрократы и силовики.
В республиках построена псевдодемократическая вертикаль власти, ограничена под предлогом военного положения нормальная политическая деятельность, а вместо нее идет закулисная борьба различных группировок под надзором российских кураторов. Недаром на фактически безальтернативных выборах 2018 года победили одобренные Москвой Денис Пушилин в ДНР и Леонид Пасечник в ЛНР.
Единственная оппозиция состоит из авторитетных ветеранов сепаратистского движения, но они не могут оформить свои политические проекты, получая отказ в регистрации.
А вот единственными неподцензурными источниками информации остались оппозиционные телеграм-каналы, критикующие власть за стремление к личному обогащению в ущерб обороне от противника. Власть отвечает жестко, блокируя оппозиционные ресурсы и арестовывая критиков, обвиняя их в шпионаже в пользу Украины.
Не добавляет популярности властям низкий уровень жизни, зарплаты задреживаются месяцами, а доплаты и льготы сокращаются. На 20% выросли коммунальные платежи. Сокращаются российские дотации, которые держат республики на плаву. Ходят слухи, что Москва хочет сменить лидеров или даже объединить республики в один субъект, - сегодня между ДНР и ЛНР существует государственная граница с таможней.
Подобная ситуация была перед войной, когда луганские и донецкие элиты, союзничая в Партии регионов, жестко конкурировали но на уровне местных экономических и властных амбиций, а потому возможное поглощение Луганска сильным Донецком видится как страшный сон для местных элит никто не хочет терять свое место.
Эксперт полагает, что в ближайшем будущем Россия не станет впрямую включать Донбасс в свой состав, но в республиках растут интеграционные настроения, города России становятся побратимами донбасских, унифицируется по российскому образцу законодательство, а пуще всего жители уповают на упрощенное получение российского гражданства: к 2021 году его получили 400 тысяч жителей ДНР и ЛНР - больше 10% населения. А внутренние паспорта, которые дают право на упрощенное гражданство РФ в ДНР получили 600 тысяч человек (из 2,2 млн населения), а в ЛНР – 500 тысяч (из 1,4 млн).
Правда, большинство жителей сохраняют и украинские паспорта, а в этом заключается проблема лояльности, решить которую планируется к 2025 году, приняв закон о гражданстве по образцу Абхазии и Южной Осетии. Пока же ходят слухи, что без внутренних паспортов будет невозможно вести бизнесом или сделки с недвижимостью. А если это произойдет, то квартиры людей, вынужденно уехавших в 2014-2015 годах из Донбасса на украинскую территорию, могут быть отчуждены как «бесхозное имущество» в пользу государства.
Летом прошлого года в республиках русский язык был провозглашен единственным государственным в пику новому языковому законодательству Украины, в котором сокращена сфера применения русского языка.
Пока длится политический застой и экономическая стагнация власти проводят громкие пропагандистские мероприятия, как, например, форум «Русский Донбасс» с участием российских политиков и звезд телепропаганды. На нем представили доктрину «Русского Донбасса», в которой «русские национальные государства» ЛНР и ДНР должны стать точкой сборки для русскоязычных регионов и «экспериментальной площадкой русского будущего». В перспективе должна быть создана конфедеративная «Новороссия». Однако, уже сейчас предельно ясно, что и потенциал у этих планов иссяк, и деньги на их воплощение тоже.
У этих заявлений сейчас есть только одна цель - шантаж Киева, который отказывается выполнять Минские договоренности.
Пока же счастливчики, получившие российские паспорта пытаются интегрироваться в российскую жизнь, благо власти России поощряют эти попытки, пытаясь восполнить демографическую убыль за счет этнически и культурно близких мигрантов. Украина по-прежнему является одним из крупнейших источников эмиграции в Россию. Интегрируется и донбасская элита, входя постепенно в российские властные структуры. И это тоже поощряется Москвой, поскольку как раз такого рода люди в силу многих причин являют собой образец лояльности. Они и недвжимость на Западе не смогут купить, и корней в системе не имеют – ими легко управлять.
Что же касается перспектив, то эксперт считает, что смена власти в Киеве никак не повлияла на мирный процесс, и Украина фактически отказывается принимать Донбасс на условиях Минских соглашений. Обе стороны рисуют несбыточные «дорожные карты», и шансы урегулировать конфликт улетучиваются с каждым днем. Реинтегрировать Донбасс в Украину по московскому сценарию невозможно, если только к власти в Киеве не придут пророссийские силы, типа партии Медведчука. Однако в Киеве делают все, чтобы этого не произошло, и решительный погром медиаимперии Медведчука это отлично подтверждает.
Стало быть Донбассу предстоит долгая жизнь в роли российского военного протектората как Приднестровье или Южная Осетия, и ползучая интеграция с Россией.
«Укрепление российских позиций в регионе позволит использовать ДНР и ЛНР как рычаг давления на Киев. Донбасс превращается в бронепоезд, стоящий на запасном пути, который Кремль может пустить в ход, если того потребуют внешнеполитические обстоятельства...» - резюмирует автор.