Исследователи из Базельского университета в Швейцарии изучили, каким образом цена вина влияет на восприятие его вкусовых качеств, сообщает Daily Mail. Во время эксперимента дегустировались три итальянских красных вина. Все они были произведены в 2013 году, но имели разные ценники и разное качество. Бюджетное вино A – Montepulciano d'Abruzzo – имело розничную цену 10 швейцарских франков за бутылку. Вино среднего качества B – 2013 Tenuta Argentiera Villa Donoratico Bolgheri – стоило 32 швейцарских франка. Вино C – Toscana IGT, 2013, Saffredi, Fattoria Le Pupille – имело характеристику «выдающееся» и стоило 65 швейцарских франков.
Участниками эксперимента стали 140 человек, ни один из которых не был винным экспертом. Каждый участник получил шесть бокалов, в каждом – по 10 мл вина. В трех бокалах были вина A, B и C без указания цены, еще в трех – те же самые вина, но с ценниками: на одних указывалась верная стоимость, на других – ложная. Участники должны были оценить «приятность» и «интенсивность вкуса» каждого образца по шкале от одного до шести.
В итоге обнаружилось, что все три вина были оценены как одинаково приятные, когда на бокалах не было информации о цене. Дегустаторы не ощущали никакой разницы – свидетельство того, что цена влияет на наше восприятие качества.
Еще интереснее, что самое бюджетное вино казалось приятнее, когда на нем была этикетка о более высокой цене. Когда на вино А повесили ценник не в 8, а в 30 фунтов, его субъективная «приятность» взлетела на 20%. При этом занижение цены на выдающееся вино С не снизило его рейтинга. Это говорит о том, что фальсификация цен может сделать вкус дешевого вина более приятным, но не может сделать хуже вкус выдающегося вина.
Что касается оценок «интенсивности вкуса», то более дорогие вина оценивались выше независимо от того, какую информацию, истинную или ложную, предоставляли участникам. Самое дорогое вино было оценено как обладающее наиболее интенсивным вкусом. То есть искажение цены не способно скрыть интенсивность высококачественного вина.
«Таким образом, возможно, истина и в вине, однако наше субъективное восприятие его вкуса может зависеть от цены», – заключают исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Food Quality and Preference.