Posted 12 марта 2021, 09:45
Published 12 марта 2021, 09:45
Modified 7 марта, 13:46
Updated 7 марта, 13:46
Шевчик опубликовал ролик, на котором рассказывает об экологической катастрофе под Нижневартовском, произошедшей 6 марта. Тогда из-за протечки на подводном трубопроводе «СибурТюменьГаз» в Обь могло попасть до 700 тонн пропан-бутана. В результате ЧП произошло возгорание, которое удалось ликвидировать лишь 7 марта.
8 марта общественник нашел в полынье в районе Сургута мертвую рыбу. «Получается, что газ оказался заблокирован в воде из-за льда, он не может выйти, насыщает воду пропан-бутаном. Там и так кислорода мало, плюс углекислый газ, плюс еще эта отрава. И все, у рыбы вообще никаких шансов нет», — отмечает Шевчик за кадром.
В «СИБУРе» посчитали, что такое видео порочит деловую репутацию компании. «Автор главным образом акцентирует внимание на том, что последствием данного возгорания стал замор рыбы в реке Обь, произошедший по вине Акционерного общества „СибурТюменьгаз“», — говорится в претензии компании. По мнению «СИБУРа», замор рыбы — естественный процесс, который происходит в январе–апреле из-за плотного ледяного покрова, который почти полностью исключает попадание кислорода в воду.
«В качестве подтверждения своей правоты СИБУР ссылается на комментарий старшего госинспектора Сургутского подразделения рыбоохраны Югры Дмитрия Яицкого, опубликованного на портале Ugra-news. Однако СИБУР умалчивает, что сам Яицкий сообщает, что его выводы предварительные. Окончательная причина будет установлена после экспертизы, которая продлится в течение 15 дней (до 25 марта)», — сообщает «Наш город».
«СИБУР» предложил общественнику в добровольном порядке удалить видео с мертвой рыбой с его канала на YouTube и из местных пабликов в соцсетях. В случае отказа компания намерена обратиться в суд.
Сам Шевчик указывает на то, что в первом же кадре видео говорится: наличие взаимосвязи между замором рыбы в Сургуте и экологической катастрофой в Нижневартовске — это лишь предположение, а не утверждение.
Отметим, что после ЧП в «СибурТюменьГаз» заявили, что в результате прорыва рисков для населения и окружающей среды нет. Однако официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль усомнился в этом: «По предварительным расчетам в аварийном участке подводного продуктопровода ООО „Запсибтрансгаз“ (АО „СибурТюменьГаз“ управляющая компания) могло находиться порядка 700 тонн ШФЛУ. В этой связи, заявления об отсутствии угрозы окружающей среде вызывают серьезные сомнения».
Директор Всероссийского научно-исследовательского института рыболовства и океанографии Кирилл Колончин говорит, что организация уже получила видеоматериалы о рыбных заморах. «Это колоссальное количество рыбы. Это говорит о том, что экологический вопрос будет приличный», — отметил он. Оценка ущерба займет несколько недель.
Вместе с тем, глава российского отделения WWF Алексей Книжников опубликовал расследование, основанное на данных мультиспектральных спутниковых снимков. Согласно ему, нехарактерные светлые пятна на реке стали появляться еще 18 февраля — именно тогда могла начаться утечка широкой фракции легких углеводородов ШФЛУ.
Причем расстояние от места ЧП до ближайших домов составляет всего 3-4 км. Однако в «СибурТюменьГаз» утверждали, что до ближайшего населенного пункта — 44 км. В компании говорят, что такие данные получили от МЧС. В таком случае можно усомниться и в информации о том, что утечка произошла именно 6 марта.
Кроме того, местные жители говорят, что чувствовали запах нефти еще за месяц до возгорания. Это может свидетельствовать о том, что в Обь попало значительное количество «черного золота».
Ежегодный ущерб от разливов нефти измеряется миллиардами рублей. По данным экологов, один литр нефти лишает кислорода 40 тысяч литров морской или речной воды, а одна тонна нефти загрязняет 12 кв. км.
По данным Министерства энергетики, в 2019 году на предприятиях топливно-энергетического комплекса произошло свыше 17 тысяч аварий с разливами нефти. Из них 10,5 тысячи случаев на нефтепроводах. Это значит, что нефтяные аварии случаются в России каждые полчаса. Напомним, что «Норникель» заплатил 146 млрд рублей за причиненный экологии ущерб после того, как на Норильской ТЭЦ пролилось 20 тысяч тонн нефти. Беспрецедентный размер штрафа заставляет волноваться и «СИБУР».