Российские СМИ публиковали новый патриотический шедевр от 83-летней поэтессы Юнны Мориц, и в социальных сетях вновь возникла дискуссия по поводу такого рода поэзии и ее автора.
Страданья, которые святы
Методика очень простая:
Всё то, что священно для нас,
Должна русофобская стая
Обгадить!.. И всем напоказ
Она выполняет как раз
Такой вот заказ, процветая
Не где-то, а здесь и сейчас!
Святыни, священные даты,
Священные смыслы страны,
Страданья, которые святы,
Сначала обгадить должны
Дерьма русофобского кучи!
Бывает ли что-нибудь лучше
Такого таланта, ума,
Который уверен, что просто -
Угробить страну, где короста
Простого нароста дерьма!
Методика очень простая:
Священные смыслы страны,
Коростой дерьма обрастая,
Дерьма русофобской шпаны, -
Позорище - здесь и сейчас! -
Для нас!.. И никто, кроме нас,
Такой не имеет запас
Священного духа и силы -
Очистить святыни России
От нечисти!.. В первый ли раз?..
Я опытом этим богата,
Страданьем, которое свято,
Очистив священной волной
Святыню Отчизны земной!
Обычно, «герои» публицистической поэзии Юнны Мориц, так называемые либералы, относят инвективы поэтессы в свой адрес за счет ее прогрессирующей деменции. Однако политолог Алексей Макаркин не согласился с такой точкой зрения:
«Полагаю, что никакой деменции у нее нет - так что обсуждение темы вполне этично. Тем более, что тема общественно значимая и непростая, далеко выходящая за пределы судьбы конкретного человека.
Ее политическое стихотворчество, продолжающееся уже более двадцати лет, представляется мне своего рода опрощением - когда интеллигент в позапрошлом веке вдруг ощущал свою вину перед народом и желал деятельно раскаяться. Только тогда вина состояла в привилегированном положении в крестьянской стране с неграмотностью и нищетой. А здесь - в потере могущественной державы, которую веками собирали предки. И в осознании того факта, что именно ты со своим интеллектом не защитил, не сберег, а, наоборот, в чем-то подтолкнул.
Такой тип людей не так уж и редок. Российские либералы и западники, охотно певшие про ракеты и Енисей, осуждавшие Сталина и аплодировавшие сносу Железного Феликса, исходили из того, что падение СССР - это неплохо. Потому что зашедший в тупик красный проект должен уступить место новому, условно белому, основанному на интеграции в цивилизованный мир (вспомним это некогда модное словосочетание) при трансформации Союза в нечто вроде конфедерации демократий, в которой Россия исторически, экономически, политически, культурно и как угодно просто призвана доминировать. Мягко и добро, цивилизованно и гуманно.
А когда выяснилось, что распад - это всерьез, никто на Западе не собирается признавать за Россией никаких сфер влияния, а элиты новых государств ощущают себя легитимным правящим классом в своих странах, независимых от Москвы, то у этих людей произошел срыв, основанный на сильнейшем разочаровании. Сама формулировка "цивилизованный мир" стала вызывать у них резкое отторжение. Америка из страны мечты стала предметом ненависти. Зато ракеты с перекрытым Енисеем задним числом обрели самоценность, превратились в атрибуты утраченной Belle Époque. Охранительные аргументы, от которых раньше отмахивались - не раскачивай лодку, не тронь страну, а то развалится - стали восприниматься как мудрость, которую вовремя не оценили.
И люди стали ощущать себя потерянными на просторе исторической России, которую предыдущие поколения собирали, а они расточили. Потерявшись, они стали меняться. Тонкий эстет искренне говорит о фашизме, идущем на нас из ближнего зарубежья. Яркий интеллектуал трафаретно славит Сталина. Эксперт, презиравший агитпроп, воспроизводит худшие его образцы. Ироничный сатирик становится мизантропом. Поэтка пишет агитки.
Причем такое опрощение, знаменующее разрыв с прежними идеалами, не просто происходит бескорыстно, но даже может вредить карьерам (Юнна Мориц не в счет), так как даже весьма нелиберальные коллеги смотрят на таких опростившихся неофитов с изрядным недоумением, переходящим в раздражение. И видят истончение, а потом и исчезновение таланта, который, как оказалось, несовместим с опрощением и был связан с прошлой жизнью. Той самой - с ежиком, который шел на именины к щенку.
Как относиться к таким людям? Для меня они никогда не будут в одном ряду с антисемитами, издевающимися над питерским ангелом, и с нациками, устроившими сегодня истерику по поводу делегирования Манижи на Евровидение. Здесь много печали и воспоминания о прошлом - там и этого нет.
P.S. Разумеется, любое сходство персонажей (кроме Юнны Мориц) с реальным лицами является исключительно случайным...»
***
Впрочем, с этим мнением ожидаемо согласились далеко не все. Вот только пара откликов на публикацию Макаркина:
- Да не были такие люди никогда либералами и западниками. Они как были совками-имперцами - так и остались.
И в определенном смысле они хуже и опаснее антисемитов и нациков. Ибо заботящиеся о «чистоте русского народа» направляют свою энергию ВНУТРЬ СТРАНЫ, а имперцы - ВОВНЕ, на соседей, да и на весь мир. А значит - они опасней, они несут в себе деструктивный заряд, могущий вылиться в мировую войну, и даже ядерную.
Да, а у Мориц все таки именно деменция.
Ну или как называется ситуация, когда та, чей предел компетенции - стишки про резинового ежика, начинает рассуждать о вещах «космического масштаба и космической же глупости»?
- Забыт важный фактор, как представляется. Мориц в числе тех наивных и не слишком умных тетушек, которым промыл мозги путинский телевизор. В силу этого я думаю, что у нее таки деменция, но она не старческая, - путинизм разительно оглупляет людей независимо от их возраста. И сказываются в дополнение уже к этому те факторы, о которых упомянул выше автор поста. Но умные на эти обманки былого величия не купятся, только разительно поглупевшие и разведенные как лохи.