Людмила Бутузова
Своим мнением чиновница поделилась в Instagtram, довольно резко высказавшись, что заводы по уничтожению отходов представляют угрозу экологии и к тому же являются напрасной тратой бюджетных денег.
«Пока речь идет о проекте не одного десятка «платиновых» мусоросжигающих заводов, которые фактически предлагается оплачивать из федбюджета и из тарифа для населения (за электроэнергию или вывоз мусора), — написала она. —Так не пойдет. Зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и «золотой» мусор? В том виде, который есть сейчас [проект строительства 25 заводов], точно не поддерживается».
Население крупных городов - от Крыма до Нарыма, с весны прошлого шокированное планами строительства «фабрик смерти» у себя под носом, может передохнуть – угроза если и не миновала, то, судя по заявлению Абрамченко, поставлена на паузу.
Другой вопрос – почему этого не сделали раньше, еще в мае прошлого года, когда «РТ-Инвест» объявил о планах строительства новых мусоросжигательных заводов мощностью 14,6 млн т на 1,5 ГВт в крупнейших агломерациях и туристических центрах? Причем, соглашение о сотрудничестве «в рамках реализации инвестиционной программы строительства 25 МСЗ» подписали не какие-то тайные недоброжелатели отечества, а вполне скрепные и не чужие правительству товарищи - председатель ВЭБа Игорь Шувалов, главы «Ростеха» и «Росатома» Сергей Чемезов и Алексей Лихачев.
ВЭБ, по словам Шувалова, был готов выделить на проект 200 млрд руб., «Ростех» предложил финансировать «мусорные» заводы за счет экосбора. «Атомэнергомаш» — предоставить проекту свой машиностроительный дивизион. Общая стоимость проекта по всей стране предварительно оценивалась в 600 млрд рублей, к сегодняшнему дню общий объем инвестиций при значительной господдержке заявляется в размере 1,3 трлн рублей.
Не исключено, что аппетиты консорциума, возросшие за год в два раза, переполнили чашу правительственного терпения и выплеснулись публичным недовольством в адрес закоперщика затеи– компании Ростех. К тому же выяснилось, что из-за финансовых проблем, связанных с пандемией, компания на неопределенное время откладывает запуск 5 МСЗ, строящихся в Подмосковье и Казани. Но при этом берет на себя «повышенные обязательств» по возведение новых заводов в Санкт-Петербурге, Крыму, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Челябинске, Волгограде, Уфе, Перми, Краснодаре, Красноярске и др. городах. Любопытная деталь: окончательное расположение объектов участники консорциума великодушно отдали на откуп регионам, которые должны были самостоятельно вступить в диалог с федеральным правительством и выпрашивать у него деньги на продвижение идеи мусоросжигания на своих землях.
А что, так можно было? В отсутствие федеральной схемы обращения с отходами, без понятия, сколько всего МСЗ нужно на страну, и как их появление скажется за заявленных приоритетах мусорной реформы – раздельном сборе, сортировке и переработке отходов?
- Прежде чем принимать такие проекты на всю Россию, мы должны посмотреть, как эти заводы вообще будут работать и какая экология будет, - возмущается Анна Дмитриева, координатор движения «Экологика». - «РТ-Инвест» уже строит пять заводов по сжиганию мусора в Подмосковье и Казани общей мощностью 3,35 млн т и 355 МВт. Они должны быть запущены в 2023 году, но документация по всем МСЗ держится в секрете, даже несмотря на судебные решения в нашу пользу.
Мы настаиваем на том, что должна быть проведена общественная экологическая экспертиза всех проектов МСЗ. Жители региона будут подвергать риску себя и своих детей отнюдь не гипотетически, а нам даже не дают ознакомиться с данными, от которых напрямую зависит наше здоровье. Но приходится довольствоваться только той информацией, которую ««РТ-Инвест» считает нужной предоставить.
Стоит отметить, что компания «РТ-Инвест» в отношении своих МСЗ предпочитает использовать определение «мусоросжигающие электростанции» (МТЭС), поскольку в результате сжигания ТКО предполагается выработка электроэнергии. Зачем Ростех лезет в чужую епархию? И нужна ли России дополнительная энергия? Такие вопросы задавались разными СМИ, в ответ, как правило приводилась либо ссылка на Китай, который уже имеет 286 заводов и строит еще 60, либо на международную статистику, свидетельствующую о массовом строительстве МСЗ с выработкой энергии. Всего таких заводов в мире 1 795 с совокупной мощностью 216 млн т отходов. На тезис о том, что российские МСЗ намерены тоже вырабатывать «зеленую энергию» - электричество, в Greenpeace отвечают, что в России уже производится избыточное количество энергии, благодаря ГЭС и ТЭЦ, построенных в советское время. А в Европе с энергией худо, ее не хватает. Кстати, именно поэтому там скупают мусор из соседних стран - чтобы сжечь и обогреться, а не для того, чтобы переработать. У нас же продвигаются 30 заводов – крематориев под видом «нового» социального проекта –электрификации страны. 30 заводов будут перерабатывать около 18 млн тонн отходов (15% от общего объема мусора в стране) на случай, если где-то потухнет «лампочка Ильича»?.
На запрос «Новых Известий» Минэнерго ответило, что указанный вопрос с Минэнерго не обсуждался, не согласовывался и ведомство со своей стороны не поддерживает рассматриваемую инициативу. В ассоциации «Сообщество потребителей энергии» заявили «НИ»: «Мы против строительства мусоросжигающих заводов за счет дополнительных платежей за электроэнергию вне зависимости от суммы. Рядовые потребители не пострадают, но длят для бизнеса любая сумма станет тяжелой нагрузкой». Экологическим проектам нужны другие источники финансирования, — считают в организации.
Тем не менее мусоросжигание рассматривается теперь как энергетическая утилизация в соответствии с принятыми в декабре 2019 года поправками в федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
– Это вызвало у экологов массу вопросов, но среди депутатов Госдумы экологов нет, – сказал Олег Митволь, который сегодня занимается утилизацией промышленных отходов, в том числе токсичных, и является председателем совета директоров АО «Полигон».
Кому из депутатов ГД были важны эти «мелочи и закорючки» от вечно протестующих экологов, если у поправок в мусорный закон были куда более сильные защитники. Их отстаивал глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, кстати сказать, после отставки с министерского поста избранный замсекретаря Генсовета «Единой России». На этой должности Кобылкину вновь поручено заниматься партийными проектами, в частности, экологическим направлением и проектом "Чистая страна". Автором поправок в закон и тоже идейным толкачем мусоросжигания был и остается бизнесмен, бессменный сенатор от Калмыкии Алексей Майоров. Да много ли нелоббистов среди наших народных избранников? Разве что те, кто случайно проспал заседание или на всякий случай «воздержался».
Между тем, общественная инициатива «За отказ от мусоросжигания и за предотвращение образования отходов», размещенная на РОИ в интернете, обращена в первую очередь к думскому большинству и требует немедленного восстановления нарушенного законодательства в области обращения с отходами. А именно - возрата к максимальному использованию исходного сырья и материалов, предотвращению и сокращению образования отходов, их обработкаи (сортировка) и приоритету перед проектами, направленными на мусоросжигание. На сегодняшний день петиция набрала 76 000 голосов россиян. Считается, что необходимо 100 000, чтобы на нее обратили внимание федеральные органы власти. Заявление вице-премьера Виктории Абрамченко прозвучало раньше заветной цифры, и надо полагать, является свидетельством, что правительство разделяет общественную озабоченность и готово пересматривать приоритеты мусорной реформы. Но, как заявил в своем блоге депутат Госсовета РТ и соучредитель ООО «СПП ПромИндустрия» Николай Атласов, «заявленная в рамках «мусорной» реформы переработка отходов невозможна без коррекции законодательства. Если закон останется в его нынешнем виде, при любой перестановке в правительстве возобновятся риски с подменой приоритетов».
Представитель московской ассоциации «РазДельный сбор» Анна Гаркуша тоже считает, что законодатели подошли к проблеме не с той стороны:
-У нас есть иерархия, то есть мы сначала должны применить все меры для того, чтобы у нас не появлялось неперерабатываемых отходов. И если бы мы их применяли, если бы нормативно-правовая база содержала эти меры, то желание построить 25 МСЗ не возникло бы, потому что не было бы такого объема, чтобы строить такие мощности.
При всем накале дискуссии вокруг МСЗ, которая началась после резких заявлений вице-премьера Виктории Абрамченко об их угрозе для экологии и бюджета, не покидает ощущение, что это всего лишь банальный выброс пара. Все выговорились, все так или иначе пришли к выводу, что сама мусорная реформа, как и технологии обращения с отходами, которые в ней заложены, не отвечают экологической безопасности и экономической эффективности. Все сошлись на исходной точке: чтобы добиться нормальной экологии, акцент надо делать на качественных мусоросортировочных комплексах. И что? У правительства есть план, как изменить ситуацию? Его почему-то не представлено. Нельзя же считать планом публичные разборки с Ростехом, который пытается отхватить у реформы самый жирный кусок, оставив стране во сто крат увеличенные экологические проблемы.
КСТАТИ
По данным Счетной палаты у нас перерабатывается только 7% отходов, в то время как в Германии – 48%, в США – 34%. В России по-прежнему 90% отходов отправляется на полигоны, то есть на свалки. Причем, до 2024 года возможности этих полигонов будут исчерпаны. И на этом фоне звучат призывы проводить рекультивацию и мусоросжигание за счет населения.